КЬЯРОСКРО
										"КЬЯРОСКРО"  (итал.  chiaroscuro  -  светотень,  контраст)  -  стиль исполнения итальянской оперы-сериа в 18 в. Принцип "К." лежал  в  основе эстетики оперы-сериа.  В  соответствии  с  ним  происходила  контрастная группировка  гл.  и  второстепенных  действующих  лиц  оперы,  строились (трехчастность арий) и распределялись по  эмоц.  силе  и  значению  вок. номера. Гл. внимание в операх-сериа было сосредоточено  на  вок.  иск-ве певцов (бель канто), поэтому принцип "К." применялся и к вок. исполнению сольных  партий,  отличавшемуся   богатством   средств   выражения, разнообразием  оттенков  звучания,  противопоставлением  кантилены  и колоратуры, частой сменой разл. регистров в пении (носового,  горлового, головного, грудного) и т. д. Принцип "К." нашел отражение и  в  декорац. иск-ве (роскошные  залы  дворцов  сменялись  мрачными  подземельями),  в мизансценах спектаклей. Сцена для спектаклей, пост. в стиле  "К.",  была условно разделена на две части, персонажи  располагались  соответственно их значению.  Правая  сторона  сцены  считалась  "неподвижной",  на  ней находились гл. герои оперы (боги, цари и т. д.). Они двигались  плавной, "балетной" поступью, пели арии, стоя в одной  из  балетных  позиций.  На левой, "подвижной", стороне сцены находились  второстепенные  персонажи, принадлежавшие к "низкому сословию". По  контрасту  с  гл.  героями  они отличались беспокойным поведением: выбегали, искали, просили, добивались чего-нибудь у "высших персон". Это разделение было одним  из  проявлений "К." в пост. оперы-сериа. По этому же принципу сцена делилась на  планы. На первом плане происходили сцены между гл.  персонажами,  на  втором  - между второстепенными, на третьем располагался хор. Лит.: L e г t E., Mozart auf dem Theater, B.- Stuttg., 1921. Св. Г.