КЫЗЫКЧИ
										КЫЗЫКЧИ (или  масхарабозы)  -  актеры  узбекского  народного  театра. Упоминания о К. встречаются  в  лит.  памятниках  ср.  веков,  особенное развитие иск-во К. получило в 19-нач. 20  вв.  Представления  К.  носили преим.  комедийно-сатирич.  характер,  они  высмеивали  представителей правящих классов, отражали протест народа против эксплуататоров. Т-р  К. имел широкое распространение во всех областях Туркестана.  В  дореволюц. время К. разделялись на нар. и придворных, иск-во к-рых отражало влияние реакп. кругов. Однако и нар. К.  часто  приглашались  ко  дворам  ханов. Труппа К. состояла из мужчин, но существовали также  нар.  и  придворные женские т-ры К. Мастерство К. приобреталось путем  длительного  обучения (до 10-12 лет) у опытного  исполнителя  (уста).  В  19-нач.  20  вв.  К. объединялись  в  особые  корпорации,  имевшие  выборного  руководителя (корпормон), свой устав (рисоля) и  даже  тайный  язык.  К.  должен  был изучать быт и особенности поведения представителей всех слоев  общества. Острота фарсов (кызыкчилик), разыгрывавшихся К., определялась  умелым  и точным отбором характерных  черт,  созданием  типичных  образов  ишанов, чиновников, баев и пр. Не имея фиксированных  драматургич.  произв.,  К. строили  свои  представления  на  импровизации,  на  основе  заранее обусловленного  сюжетного  каркаса-сценария,  сохранявшегося  в  устной передаче. Иск-ву  К.  были  присущи  синтетичность  (сочетание  диалога, песен, цирковых номеров), буффонада, яркость,  комедийность,  условность (человек изображал дерево,  забор  и  т.  д.).  К.  широко  пользовались преувеличениями,  карикатурой  (буффонные  гримы,  костюмы,  предметы бутафории). Декорации в представлениях К. почти не употреблялись. В годы гражд. войны сатирич. острое мастерство К.  широко  использовал  поэт  и драматург Хамза, привлекая их во вновь создающиеся труппы. В сов.  время К. сохраняли в своем репертуаре спектакли  прошлых  лет,  обличающие  б. угнетателей народа, и создавали новые спектакли, пропагандирующие  новую жизнь, высмеивающие лодырей, пьяниц  и  т.  д.  Т-р  К.  выдвинул  много выдающихся актеров-комиков, в числе  к-рых  -  нар.  арт.  Узб.  ССР  Ю. Шакарджанов (1869-1959). Традиции К. оказали влияние  на  развитие  узб. сов. т-ра  (приемы  воплощения  сатирич.  образов,  мастерство  языковых характеристик и т. д.). Лит.:  Троицкая  А.  Л."  Из  истории  народного  театра  и  цирка  в Узбекистане, "Советская этнография", 1948, ј 3; P a x м  а  н  о  в  М-, Хамза и узбекский театр. Ташкент, I960; Абдуллаев X., Узбекский народный театр Ки-зикчи, "Звезда Востока", 1961, .ј4. А. Р