КРЫЛОВ
										КРЫЛОВ, Виктор Александрович (псевд.- Виктор Александров) (1838-1906) - русский  драматург.  Окончил  военно-инженерную  академию;  преподавал начертательную геометрию. Первая пьеса К.-  драма  из  крепостного  быта "Против течения" (1865), показывавшая произвол помещика, была изъята  из репертуара Малого т-ра  после  первого  представления.  К.  писал  пьесы разных жанров: драмы из  совр.  драматургу  жизни  -  "В  духе  времени" (1877), "Горе-злосчастье", "Надя Муранова" (обе  1883),  "Семья"  (1886, совм. с Адашевым), "Отрава жизни" (1891), "В глуши Сибири" (1896) и др.; историч. драмы и комедии (совм. с П.  Н.  Полевым)"Правительница  Софья" (1883), "Девичий переполох" (1891); совр. комедии-"В осадном  положении" (1886), "Шалость" (1880), "Баловень" (1885), "Сорванец" (1888), "Летние  грезы"  (1892),  "Кому весело живется?" (1896); либретто для оперетт. Ранние пьесы К.  выражают либеральные настроения. В них действуют молодые интеллигенты, нападающие на  косность,  бюрократизм,  ограниченность,  тупость  чиновничества, произносящие  расплывчатые  эффектные  фразы  о  добре,  справедливости, всеобщем равенстве перед законом,  свободе  совести.  Герои  эти  лишены характера, индивидуальных черт. Однако  впоследствии  К.  отходит  и  от либерального фразерства. Его  пьеса  "Сыны  Израиля"  ["Контрабандисты", 1901, совм. с С. Эфроном (Литвином)] откровенно  выражает  черносотенную идеологию. Пьесы К. строятся на занимательной интриге,  внешней  злободневности. Переделывая пьесы иностранных авторов, используя  для  сюжетов  газетные фельетоны и даже репортерские заметки,  К.  создал  драматургию  мелких, сенсационных  фактов,  полную  намеков  на  конкретных  лиц.  Эта злободневность  и  знание  законов  сцены  (эффектные  концовки  актов, выигрышные роли и др.) создавали пьесам  К.  кратковременный,  но  часто шумный успех. Пьесы К. ставились в Александрийском, Малом т-pax,  широко шли в провинции. Драматургия К. свидетельствует о кризисе  бурж.  драмы, все дальше отходящей  от  решения  общественно  важных  вопросов.  Среди представителей демократич. лит-ры пьесы К. получили иронич.  определение "крыловщины". В 1893-98 К. был начальником  репертуарной  части  петерб. имп. т-ров. Перевел драму Лессинга "Натан Мудрый" (1874),  выступал  как театр. критик. Соч.: Драматические сочинения, т. I-VII, СПБ, 1877-1894; 3 о г р а  ф Н. Г., Малый театр второй половины XIX века, М., 1960. JQ. Д.