КРОПИВНИЦКИЙ
										КРОПИВНИЦКИЙ,  Марк  Лукич   [25.IV(7.V).1840,   с.   Бежбайраки Елисаветградского уезда,  -  8(21).  IV.1910]  -  украинский  драматург, театральный деятель, режиссер,  актер,  композитор,  художник.  Один  из основоположников укр. проф. т-ра. Род. в семье  управляющего  помещичьим имением. В 1856 окончил Бобринецкое уездное уч-ще. Работал канцеляристом в Бобринецком уездном суде, был вольнослушателем юридич. ф-та  Киевского ун-та. Вместе с И. Карпенко-Карым организовал  Бобринецкий  любительский драматич. кружок и руководил им. Здесь К.  исполнил  первые  роли:  Петр ("Наталка-Полтавка"  Котляревского),  Лопуцковский  ("Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко), Бород-кин, Митя  ("Не  в  свои  сани  не  садись", "Бедность не порок" Островского). 12  ноября  1871  дебютировал  в  роли Стецька ("Сватание на Гончаровке" Квитки-Основья-ненко) в Одесском  Нар. т-ре Морковых и Чернышева. До 1881 играл в рус.  провинциальных  труппах Выходцева, Яковлева, Колюпанова, Ашкаренко. Роли: Хлопов ("Ревизор"), Яичница ("Женитьба"), Горич "Горе от ума"), Юсов, Тихон, Крутицкий ("Доходное место", "Гроза", "На  всякого  мудреца довольно простоты"), Отел-ло и др. В 1875 работал как режиссер и  актер  в  Галиции  в  укр.  труппе  Т. Романович. В октябре 1882 организовал в Елисаветграде первую укр.  проф. труппу, в к-рую вошли выдающиеся актеры: М. Заньковецкая, Н.  Садовский, с 1883 - П. Саксаганский, М. Садовская-Барилотти,  И.  Карпенко-Карый  и др.  Репертуар  труппы  составляли  пьесы  И.  Котляревского,  Г. Квит-ки-Основьяненко, Т. Шевченко, М.  Кропивницкого,  М.Старицкого,  И. Карпенко-Карого. Труппа выступала на Украине и во  многих  рус.  городах (Москва -1887, 1898, Петербург  -  1886,  1897,  в  Белоруссии  -  1892, Закавказье - 1890), пропагандируя укр. т-р. Творч.  деятельность  труппы определила новый этап развития реализма в укр. театр. иск-ве. К. написал свыше 40  пьес.  Лучшие  из  них  вошли  в  сокровищницу  укр.  классич. драматургии. Среди них  драмы:  "Дай  сердцу  волю,  заведет  в  неволю" (1863), "Пока солнце взойдет - рос-а очи  выест"  (1882),  "Мироед,  или Паук" (1882), "Две семьи" (1888), "Олеся" (1891); комедии: "Помирились"  (1869),  "Пошились  у  дурни"  (1875);  водевили:  "По ревизии" (1882); сказки для детей "Ивасик-Телесик", "По щучьему велению" (1S07); инсценировки поэмы "Невольник" Шевченко (1872),  повести  Гоголя "Вий"  (1894).  Пьесы  К.  отражают  период  возникновения  и  развития капитализма, его социальные противоречия, правдиво и ярко  рисуют  жизнь укр.  народа,  крестьянства  в  пореформенную  эпоху  80-90-х  гг.  К. сатирически разоблачал представителей  нарождавшейся  сел.  буржуазии  - кулачества, местной администрации (старшины,  писари),  выражал  протест народа против угнетателей, раскрывал тяжелую долю женщины-крестьянки. Театрально-эстетич. взгляды К. формировались под влиянием  передового рус. т-ра, творчества Гоголя, Островского. К.-режиссер близок по своим принципам традициям рус. реалистич. т-ра, он боролся за развитие режиссуры как самостоят, иск-ва, за  жизненную  и художеств. правду на  сцене,  требовал  единства  и  целостности  творч. ансамбля, историч. точности в оформлении и постановке. "У  Кропивницкого с идеей пьесы неразрывно сливалось все:  исполнитель  центральной  роли, хорист,  статист,  оформление  детали,  все-  гармония",-  писал  Н.  Н. Синельников. К. уделял большое внимание подготовительному периоду работы над пьесой, требовал от актеров психологич. раскрытия образа,  простоты, выразительности  исполнения.  Все  постановки,  шедшие  в  труппе, осуществлялись К. Как актер К. продолжал реалистич. традиции  Щепкина  и  Соленика.  Он играл просто, правдиво, естественно (современники сравнивали его  талант с рус. актером П. Садовским). Обладая  широким  диапазоном,  мастерством перевоплощения,  большим  сценич.  темпераментом,  К.  создал  галерею комедийных и дра-матич.  образов:  Выборный  ("Наталка-Полтавка"),  Хома Кичатый ("Назар Стодоля" Шевченко), Иван Карась ("Запорожец за Дунаем"), Шельменко  ("Шель-менко-денщик"  Квитки-Основьяпенко),  Мартын  Бору-ля, Иван (о. п., "Бесталанная" Карпенко-Карого), Шпонька  ("Как  колбаса  да чарка" Старицкого), Москаль,  Чупрун  ("Солдат-чародей"  Котляревского), Тарас Бульба (о. п. по Гоголю). В своих пьесах К. играл роли: Иван Непокрытый ("Дай сердцу волю..."). Бычок ("Мироед, или Паук"), Балтыз  ("Олеся"),  Самрось  ("Две  семьи"), Старшина ("По ревизии"), Коваль ("Невольник"). К. сам оформлял спектакли своей труппы и писал к ним музыку. Будучи выдающимся  театр.  педагогом,  К.  воспитал  в  своей  труппе крупных укр.  актеров:  Заньковецкую,  Садовского,  Садовскую-Барилотти, Зарницкую и др. Поборник демократич.  иск-ва,  рассматривавший  т-р  как трибуну, школу для воспитания широких нар. масс, К. отстаивал в условиях царского  гнета,  цензурных  ограничений  право  укр.  народа  на  нац. демократич. культуру. Соч.: П'си, Кив, 1950; Твори в 6 томах, т. 1-6, Кив. 1958-60; в  рус. пер.- Пьесы, Л,- М., 1960. Лит.:  ЙосипенкоМ.,  М.Л.  Кропивницький,  Кив,  1958  (Библиографич. указатель, с. 298-320);  КиричокП.,  Марко  Кропивницький,  С?мферополь, 1961. С. Б.