КРАСНЫЙ ФАКЕЛ
										"КРАСНЫЙ ФАКЕЛ"  -  один  из  крупнейших  театров  советской  Сибири. Работает в Новосибирске. Организован в 1920  в  Одессе.  В  труппу  т-ра вошли ученики частной театр. студии - 3. И. Скальская, В. Н. Пестовский, Э. В. Мильтон, Л. М. Бахромов, Н. И. Огонъ-Дагановская, А. Т. Сапрыкина, К. И. Ва-левский; руководил  т-ром  В.  К.  Татищев.  Т-р  ставил  своей задачей  борьбу  с  рутиной,  поиски  новой  революц.  сценич.  формы. Отсутствие нового революц. репертуара, расплывчатость эстетич.  критерия приводила  коллектив  подчас  к  формальным  абстрактным  решениям.  На открытии 15 апр. была пост. пьеса 3.  Гиппиус  "Зеленое  кольцо".  Затем пост. "Шут на троне" Лотара, "Саломея" Уайльда (обе в 1920),  "Волшебная дама" Кальдерона  (1924),  "Младость"  Л.  Андреева,  "Зеленый  попугай" Шницлера. Увлеченность  молодого  коллектива,  ансамблевость  исполнения способствовали успеху т-ра.  "К.  ф."  много  гастролировал  по  городам Украины и РСФСР. Сезон 1926-27 был для т-ра переломным -  на  его  сцену пришла новая сов. драматургия. С 1932 т-р стационируется в Новосибирске. Основу репертуара т-ра в  30-е  гг.  составили  пьесы:  "Любовь  Яровая" (1932); "Мой друг" (1933), "После  бала",  "Аристократы"  (обе  в  1935) Погодина, "Скутаревский" Леонова (1934), "Платон Кречет" (1935); "Рельсы гудят" Киршона, "Мятеж" (обе в 1938), "Егор Булычев  и  другие"  (1933), "На дне" (1936), "Враги" (1939)  и  др.  Широко  ставилась  и  классика: "Гроза" (1934), "Плоды просвещения" (1936), "Без вины виноватые", "Волки и овцы" (оба в 1937), "Анна  Каренина"  (1938,  Анна-К.  Г.  Гончарова), "Гамлет" (1941). Пост. сов. и классич. драматургии были  отмечены  живым чувством современности. Режиссура т-ра  и  актеры  боролись  за  высокую культуру исполнения. В годы Отечеств, войны т-р работал в Прокопьев-ске (в Новосибирске  в здании т-ра "К. ф." работал эвакуированный из Ленинграда Т-р  драмы  им. Пушкина).  В  репертуар  входили  пьесы  Симонова,  Корнейчука,  Гусева, Мдивани. Лучшими пост. этих лет были "Сталинградцы" Чепурина (1944, реж. Н. Михайлов, В. Редлих), "Зыковы" (1944, реж. Редлих). В 1946-60 худ. рук. т-ра была нар. арт. РСФСР В.  П.  Редлих.  В  эти годы т-р достиг значительных творч. успехов.'Лучшие спектакли этих  лет: "Вей,  ветерок!"  Райниса  (1951,  реж.  Бейбутов)  и  пост.  реж. Редлих-"Чайка"  (1952);  "Гамлет"  (1958);  "Село  Степан-чиково"  по Достоевскому (1956). Т-р первым пост. неоконченную пьесу Горького  "Яков Богомолов" (1958, реж. Чернядев), комедию  Дрды  "Забытый  черт"  (1961, реж. Коварж, Чехословакия, и Коросты-нев). Среди наиболее значит,  пост. 50-60-х гг.: -"(Персональное дело"  (1955,  реж.  Редлих)  и  "Океан"  1961,  реж. Михайлов)  Штейна,  "Барабанщица"  Салынского  (1959,  реж.  Редлих), "Знакомьтесь, Балуев" по Кожевникову (1962, реж. Коростынев);т-р  первым начал  ставить  пьесы  новосибирского  драматурга  В.  В.  Лаврентьева: "Кряжевы" (1953, реж. Редлих, Бейбутов), "Они  продолжают  путь"  ("Иван Буданцев", 1956,  реж.  Михайлов),  "Ради  своих  ближних"  (1961,  реж. Чер-нядев) и др. Ставятся  пьесы  других  местных  драматургов  -  "Жить хочется" Кирикова (1939, реж. Редлих, Дени), "Навсегда" Максимова (1949, реж. Редлих), "Двадцатилетие" Рогозинской (1949, реж. Редлих). Творч. зрелость т-ра показали  снектакли,  воплощающие  образ  В.  И. Ленина; на его сцене были пост.  пьесы  Погодина  "Кремлевские  куранты" (1940, реж. Крамской; 1956, реж. Редлих;  1959),  "Третья  патетическая" (1959, реж. Чернядев). После переезда т-ра в Новосибирск в  нем  работали  режиссеры  В.  К. Дени, А. Д. Крамской, Ф. С. Литвинов, Н. Ф. Михайлов, Г. Н. Полежаев, П. В. Цет-нерович и др. В 40-50-х гг. ведущими актерами "К. ф." были: Е. Г. Агаронова, А. М. Аржанов, П. Ф. Бахтин, C.C. Бирюков, Н. X. Вент, С.  И. Галуза, К. Г.  Гончарова,  С.  Д.  Иловайский,  М.  Ф.  Кириков,  В.  Я. Капустина, Н. М. Коростынев, Н. А. Кудрявцев, Т. И.  Ломоносова,  Е.  С. Матвеев, Н. Ф. Михайлов, Г. Н. Полежаев, Н. П. Северов, М. М. Халатова и др. В труппе т-ра (1963): К. С. Чернядев -- гл. реж.; нар. арт. РСФСР  Е. Г. Агаронова, С. В. Астафьев, Н. Ф. Михайлов; засл.  арт.  РСФСР  П.  Ф. Бахтин,  А.  В.  Беляев,  Л.  Б.  Борисова,  Т.  И.  Ломоносова,  В.  А. Калиниченко, А. Я. Покидченко; гл. худ. т-ра В. Ю. Шапорин. Лит.: Рясенцев Б., Когда  занавес  раскрывается,  Новосибирск,  1961; Нежный И., "Красный факел", в его кн.: Былое перед глазами, М., 1963, с. 135-72; XXX лет театра "Красный факел". Путь театра, Новосибирск,  1950. Э. К., Юр. К.