КРАКОВСКАЯ ШКОЛА
										КРАКОВСКАЯ ШКОЛА (польск.  Krakowska  szkola)-  термин,  обозначающий определенный стиль актерской игры. Утвердился в Краковском т-ре (позднее им. Ю. Словацкого) в 1866-85. Был введен  руководителем  этого  т-ра  С. Козьмяном.  Основа  К.  ш.-  "жизненная  правда",  принципы  реалистич. эстетики, противостоявшие примитивным эффектам романтич.  драмы,  театр. шаблонам.  В  актерском  мастерстве  утверждалось  единство  правды  и прекрасного. Актеры  К.  ш.  стремились  к  созданию  пластич.  образов, детально  разработанных,  последовательных,  выразительных  психологич. характеристик. Для воплощения сценич. образа использовались психо-физич. данные актера, но при этом исполнитель стремился воссоздать среду, нравы эпохи, в к-рых действует персонаж, роль к-рого он исполняет, избегая при этом натуралистич. копирования. Деятели К. ш. стремились к  преобладанию в репертуаре пост. зарубежных  и  польских  классиков,  лучших  образцов совр.  драматургии.  Режиссерское  решение  спектакля  определялось стремлением к полному раскрытию авторского замысла. Одним  из  принципов К. ш. был также отказ от амплуа, постоянное  введение  на  большие  роли дублеров  -  молодых  актеров,  исполнение  небольших  ролей  крупными актерами. Метод К. ш. был вызван требованиями бурж. реалистич.  драмы  и именно в ней проявил себя наиболее успешно. Спектакли  Краковского  т-ра способствовали утверждению реалистич. драматургии  на  польск.  сцене  и были первыми значительными опытами ее сценич. истолкования. Наиболее выдающиеся актеры К. ш.: А. Гофман, Ф. Венда, Б. Ладновский, В. Рапацкий (отец) и Р. Же-лязовский. Нек-рые черты К. ш.  были  присущи игре X. Моджеевской, с ней связано реалистич. иск-во Л. Солъского. Лит.: Сольский Л., Воспоминания, М., 1961. См. также лит. при статьях Козьмяп С. и Краковский театр имени Ю. Словацкого. Еж. Г.