АНТУАН
										АНТУАН (Antoine), Андре (31. I. 1858, Лимож,- 9. X. 1943, Полигон)  - французский режиссер, актер, теоретик театра. Родился  в  семье  мелкого служащего.  С  юных  лет  увлекался  театр.  иск-вом,  и,  чтобы  иметь возможность  посещать  спектакли,  работал  в  т-ре  "Комеди  Франсез" клакером, затем - статистом. А.  удалось  устроиться  в  частную  театр. школу "Жимназ де ла Пароль", где он дебютировал как актер в роли  Давида Зихеля ("Друг Фриц" Эрк-мана-Шатриана). А.  пытался  поступить  в  класс декламации Парижской консерватории, но  потерпел  неудачу  на  экзамене. Работая (с 1883) клерком в Газовом об-ве в Париже, сблизился с одним  из любительских  театр.  кружков  -  т.  н.  Гальским  кружком.  Вскоре  А. становится во главе этого кружка, завязывает  знакомство  с  писателями, группирующимися вокруг Э. Золя (А. Доде, А. Век, Э.  Гонкур  и  др.),  и делается горячим поклонником и пропагандистом эстетич.  принципов  школы натурализма Золя. В 1887 на основе Гальского кружка А. организовал в  Париже  Свободный театр. в к-ром работал до 1894.  В  1897  он  создал  Т-р  Антуана  (см. Антуана театр) и руководил им до 1906; в 1906-14 А. был директором  т-ра "Одеон", в эти годы он перестал выступать на  сцене  и  целиком  отдался режиссуре. Во время 1-й мировой войны А. читал лекции о т-ре в различных странах Европы и в США. После 1914 отошел  от  практич.  деятельности  в т-ре, работал в области театр. критики и в кино. Создавая Свободный т-р,  А.  решительно  выступил  против  мелодрамы, мещанской драматургии, "ловко ркроенных пьес" В. Сарду  и  др.  Разделяя позиции Э. Золя, А. считал, что т-р должен  правдиво  показывать  жизнь, ставил пьесы Э. Брие, Ж. Ансе, Ж. Куртелина, Ж. де Порто-Риша и  др.,  в которых  вместо  трафаретных  персонажей  "любовников",   "героев", "неврастеников", заполнявших сцены ака-демич. т-ров,  действовали  живые люди - простые крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой  А.  являлась также пропаганда передовой иностр. драматургии, доступ к-рой  на  франц. сцену был крайне затруднен. А. впервые во Франции поставил "Власть тьмы" (1888); "Привидения" (1890) и "Дикую утку" (1891)  Ибсена,  "Нахлебника" Тургенева (1890), "Ткачей" Гауптмана (1893) и  др.  В  то  же  время  он провозгласил   принцип   "либерального   эклектизма",    допускавший беспрепятственное введение в репертуар т-ров произведений писателей всех направлений. Поэтому наряду с  реалистическими,  социально-значительными пьесами   А.   ставил    пьесы    натуралистические    и    иногда мистико-символистские. В области актерского и режиссерского иск-ва А. исходил из  положения, что "новый т-р требует и новых  исполнителей";  учил  актеров  тщательно разрабатывать внешний рисунок роли, раскрывать  психологию  действующего лица, добивался естественности,  простоты  исполнения,  выступал  против холодной,  условно-декламац.  манеры  игры  актеров  "Комеди  Франсез", боролся  с  "премьерством",  ремесленничеством,  ратовал  за  постоянный состав труппы, за спаянный актерский ансамбль. Наиболее  полно  эстетич. принципы А. были воплощены в его собственном  актерском  творчестве.  А. был замечательным характерным актером. Среди его лучших ролей: Аким ("Власть тьмы"), Освальд ("Привидения"), Кузовкин ("Нахлебник"). В своих постановках А. ломал академические театр. каноны, строил  смелые для своего времени, естественные мизансцены (напр., актер мог  говорить, стоя спиной к зрительному залу, и т. п.),  вводил  в  спектакль  шумовые эффекты (ветер,  дождь  и  т.  д.),  новые  принципы  освещения  сценич. пространства  (уничтожение  света  рампы,  применение  верхнего  света, оправданного обстановкой  действия).  Однако  в  нек-рых  спектаклях  А. проявились  натуралистич.  тенденции  (напр.,  использование  настоящих мясных туш в спектакле "Мясники" Икра,  1888).  В  постановках  массовых сцен А. отказался  от  использования  невыразительной  толпы  статистов, создавал  мизансцены,  в  к-рых  каждый  из  участников  был  наделен индивидуальным характером, имел определенную сценич.  задачу.  Благодаря этому массовые сцены становились жизненными и  художественно-правдивыми. Деятельность А.  способствовала  поднятию  сценич.  культуры,  улучшению оформления  спектаклей.  Он  требовал  изготовления  спец.  декораций  и костюмов к каждой постановке. Выступал против "дежурных"  павильонов,  в к-рых  шли.  классич.  и  совр.  пьесы,  призывал  смело  применять разнообразные постановочные средства,  помогающие  создавать  подлинную, жизненно-достоверную атмосферу на сцене. Для того чтобы открыть доступ в театр  широкому  зрителю,  А.  считал необходимым значительно удешевить цены  на  билеты,  стремился  к  тому, чтобы в здании общедоступного т-ра не было неудобных мест. А.  понимал  т-р  как  средство  пропаганды  и  истолкования  лит-ры. Актерское творчество он подчинял замыслу автора-драматурга и  режиссера, лишая актера права мыслить самостоятельно. Впоследствии это  привело  А. фактически к отрицанию самостоятельности актерского творчества. Литературное  наследие  А.  обширно  и  представляет  собой  большую теоретич.  ценность,  его  "Дневники..."  являются  одним  из  ценных документов по истории франц. т-ра, театр. жизни конца 19 - нач. 20 вв. А работал в кино, широко используя натурные съемки. Поставил  фильмы: "Братья-корсиканцы"  по  Дюма-отцу  (1917),  "Труженики  моря"  по  Гюго (1917), "Арлезианка" по Доде  (1922).  В  1897  А.  с  группой  артистов Свободного т-ра гастролировал  в  странах  Европы,  в  т.  ч.  в  России (Петербург, Москва, Киев, Одесса). Творчество А. оказало большое влияние на франц.  и  мировой  т-р.  А. развивал реалистич. тенденции в  театр.  иск-ве,  боролся  с  рутиной  и штампами,  господствовавшими  на  сцене  в  конце  19  в.,  утвердил режиссерское иск-во как самостоятельную область сценич. творчества. Соч.: Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921; Mes souvenirs sur le Theatre Antoine et sur l'Odeon, P., 1928; рус. сокращ. изд.  Дневники директора театра, общ. ред. А. А. Гвоздева, М.-Л.,1939; La vie amoureuse de Francois-Joseph Talma, P., 1925; Le theatre, v. 1-2, P., 1933-34. Лиги.: Мовшенсон А., Вступ. статья в кн.: АН-т у  а  н  А.,  Дневники директора театра, сокращ. пер. с франц., М.-Л., 1939; Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр.  статьи,  т.  2,  М.,  1958,  с.  174-178; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже  XIX  и  XX  столетий. Очерки, М.-Л.. 1939, с. 77-104; К оvatchevitch  M.,  La  vie,  l'oeuvre, l'influence et le prestige de Andre Antoine, fondateur du Theatre Libre, dans fe monde, Clermont-Ferrand-P., 1941; Roussou M., Andre Antoine, P., [1954]; Sarcey F., Quarante ans de theatre (Feuilletons dramatiques), v. 5-7, P., 1901 - 1902, p. 239-317. Ар. Г