КОМИССАРЖЕВСКОЙ  ТЕАТР
										КОМИССАРЖЕВСКОЙ  ТЕАТР  -  театр.  основанный  в  1904  В.  Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Открылся 15(28) сентября  1904  спектаклем "Уриэль Акоста" Гуцкова. Комиссаржевская стремилась  сделать  его  т-ром демократии, интеллигенции,  пропагандировать  со  сцены  передовые  идеи современности. Основу репертуара составляли произв. Островского, Чехова, Горького, Ибсена, пьесы совр. рус. драматургов, входивших в лит.  группу "Знание" (С. А.  Найденов,  Е.  Н.  Чириков  и  др.).  В  т-ре  работали режиссеры Н. Н. Арбатов, Н. А.Попов, И. А. Тихомиров, А. П.  Петровский, актеры К. В. Бравич, Н. А. Буткевич, В. Р. Гардин, И. А. Слонов,  Е.  П. Корчагина-Александровская,  И.  М.  Уралов,  П.  В.  Самойлов,  М.  А. Ведринская, Н. Д. Красов, 3. В. Холм-ская, А. А. Пивоварова и др. В годы первой  рус.  революции  отдельные  спектакли  т-ра  были  восторженно встречены революционно настроенным зрителем и  превращались  в  политич. демонстрации. Здесь впервые  была  пост.  пьеса  М.  Горького  "Дачники" (1904, Варвара Михайловна - Комиссаржевская, Басов  -  Бравич,  Калерия- Буткевич, Шалимов - Гардин); спектакль этот после событий  9  янв.  1905 был  по  приказу  петерб.  генерал-губернатора  снят  с  репертуара. Возобновление спектакля в  сентябре  1905  подтвердило  целеустремленную борьбу коллектива т-ра с силами реакции.  Большой  обществ,  успех  имел также  спектакль  "Дети  солнца"  (1905,  Лиза-   Комиссаржевская, Протасов-Бравич). В 1904-06 в  т-ре  были  пост.  спектакли:  "Кукольный дом", "Привидения", "Дядя Ваня",  "Чайка",  "Бесприданница";  "Авдотьина жизнь" Найденова и др. В октябре  1905  т-р  давал  спектакли  в  пользу бастующих рабочих, а 13-14 октября, отменив представления, присоединился к всеобщей  забастовке.  Однако  в  период  реакции,  наступившей  после подавления революции, т-р не смог удержаться на прогрессивных  позициях. Многочисленные цензурные ограничения тяжело  отзывались  на  жизни  т-ра (были запрещены уже подготовленные спектакли "Мужики" Чирикова,  "Голод" Юшкевича,  принятые  к  постановке  пьесы  "Ткачи"  Гауптмана,  "Заговор Фиеско"  Шиллера  и  др.).  Гонения  цензуры,  нежелание  допустить  на подмостки  своего  т-ра  пустой  развлекат.  репертуар  вызвали  у Комиссаржевской стремление  уйти  в  мир  отвлеченной  красоты,  "вечных идей".  Комиссаржевская  увлеклась  модными  в  те  годы  символизмом  и стилизацией. Гл. режиссером  в  т-р  был  приглашен  В.  Э.  Мейерхольда утверждавший в этот период приемы условноэстетич. т-ра. Изменился состав труппы. Из т-ра ушли актеры Попов, Гардин,  Корчагина-Александровская  и др. Вошли - Р. А. Унгерн, Е. М. Мунт, А. Я. Закуш-няк, А. А. Мгебров, Н. Н. Волохова, М. А. Бец-кий  и  др.,  художники  Н.  Н.  Сапунов,  С.  Ю. Судей-кин и др. Большое внимание в  спектаклях  уделялось  стилизованным декорациям. Актерское исполнение отличалось манерностью. В  т-ре  в  это  время  шли  пьесы:  "Сестра  Беатриса",  "Пелеас  и Мелисанда", "Чудо  святого  Антония"  Ме-терлинка,  "Балаганчик"  Блока, "Гедда Габлер" Ибсена, пьесы Пшибышевского, Ф.  Сологуба  и  др.  А.  В. Луначарский писал о Т-ре  Комиссаржевской:  "...Комис-саржевская  служит дурному делу..., с искренним энтузиазмом  отдавшись  служению  прогрессу театра,  она  на  самом  деле  безвинно  способствует  его  декадансу... Постановки Мейерхольда доказали, что его декоративно-стилизующей  манере недоступно яркое сценическое изображение живой жизни, что его  театр  не может  дать  нам  квинтэссенции  действительности"  ("Об  искусстве  и революции"). Поняв, что такой  путь  противоречит  общественным  задачам иск-ва, Комиссаржевская в 1907 порвала с Мейерхольдом. Однако  режиссеры Ф. Ф. Комиссаржевский, Н. Н. Евреинов по существу продолжали  вести  т-р по прежнему пути. Окончательно осознав, что т-р встал на  путь  мертвого форма-листич. иск-ва, Комиссаржевская приняла решение распустить труппу. Часть коллектива участвовала в гастролях Комиссаржевской по Сев. Америке (1908) и Югу России  (1909-10).  После  ее  смерти  труппа  окончательно распалась. Лит.: Луначарский А. В., Об искусстве и революции,  в  кн.:  Театр  и революция, М., 1924, с. 165-184; Бруштейн А., Страницы прошлого, М., 1952, с.71-  100;  Янковский  М., Театральная общественность Петербурга в 1905-1907  гг.,  в  сб.:  Первая русская революция и театр.  М.,  1956;  Памятные  записки  режиссерского управления театра В. Ф. Комиссаржевской, там же; Соболев Ю., М.  Горький в театре В. Ф. Комиссаржевской, "Театр", 1938, ј 6, с. 37-41; Волков Н., Мейерхольд, т. 1-2, М.-Л., 1929; Сборник памяти В.  Ф.  Комиссаржевской, М., 1931. С. Г.