КОЛАС
										КОЛАС, Якуб  (наст.  имя  и  фам.-  Константин  Михайлович  Мицкевич) [22.Х(З.Х1).1882,  хутор  Акинчицы  Минской  губ.,-   13.VIII.1956, Минск]белорусский советский писатель, драматург.  Нар.  поэт  Белоруссии (1926), засл. де-ят. науки (1944), действительный член АН БССР (с 1928). Чл. Коммунистич. партии  с  1945.  Депутат  Верх.  Совета  СССР  (2-4-го созывов) и БССР (2-4-го созывов).  Род.  в  семье  крестьянина.  В  1902 окончил Несвижскую учительскую семинарию, работал учителем  на  Полесье. Лит. деятельность начал в 1906. Как драматург выступил еще до революции (пьеса "Антось  Лата",  1916, ставившаяся  в  коллективах  самодеятельности).  Первое  крупное  драм. произв. К.- пьеса "Война-войне" (1936, Т-р им.  Я.  Коласа)  звучит  как страстное обличение  империалистич.  войн,  показывает  борьбу  белорус. народа за освобождение. По мотивам своей повести "Трясина" ("Дрыгва") К. написал пьесу "В пущах Полесья" (1937,  Т-р  им.  Я.  Коласа)  о  борьбе белорус. партизан против бело-польских  захватчиков.  Драм.  произв.  К. свойственны  широкий  эпич.  охват  событий,  глубокий  анализ  явлений действительности, острая публицистичность.  Особенно  выделяются  полные драматизма нар. сцены.  Скупыми  средствами  драматург  создает  галерею разнообразных и живых человеческих характеров. Пьесы К. "Война -  войне" и "В  пущах  Полесья"  способствовали  утверждению  метода  социалистич. реализма в белорус. т-ре. Гос. пр. 1946, 1949. В 1945 имя  К.  присвоено 2-му белорус. т-ру. Соч.: П'есы, М?нск, 1955. Лит.: Мазалько E. С., Якуб Колас. Крытыка-б?яграф?чны  нарыс,  М?нск, 1953; П ш ы р к о у Ю., Якуб Колас, М?НС.К, 1951; Якуб  Колас.  Жыцце  i творчасць. Альбом, М?нск, 1959. О. С. KOnACAHTH(Colasanti),  Веньеро  (р.  21.  VII.  1910)-  итальянский театральный художник. Работу в т-ре  начал  в  1935  как  автор  эскизов театр. костюмов. С 1939 оформлял спектакли в  крупнейших  оперных  т-рах ("Ла Скала", римская Опера, "Массимо" - в Палермо), для наиболее значит, театр. фестивалей ("Флорентийский муз. май", фестиваль в Венеции,  пост. античной  драмы  в  Сиракузах)  и  драм.  трупп.  Участвовал  в  пост. балетмейстера Б. Романова, реж. Г. Сальвини, Л. Висконти и др. К.  много работал над оформлением пост. классич. драматургии, в  к-рых  проявилось его знание художеств. стилей разл. эпох. В строгих, четких по композиции декорациях  К.  часто  обращается  к  традициям  худ.  Дж.  Торелли,  Л. Бурначини и др. итал. декораторов 17 в. Лучшие работы К.: "Подсвечник" Мюссе (1945, труппа Паньяни -  Нинки), "Женитьба Фигаро" (труппа Де Спка - Джои -  Безоцци);  "Послушная  дочь" Гольдони (1950, фестиваль  в  Венеции),  эскизы  костюмов  к  "Принцессе Турандот" Гоцци (1952, т-р "Олимпико"). Работает также в кино. Лит.: D'A m i с о S., Palcoscenico del dopoguerra, [Torino, 1953]. M. П.