АНТРЕПРЕНЕР
										АНТРЕПРЕНЕР  (франц.  entrepreneur  -  предприниматель)  -  владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия: театра, цирка  и пр. За рубежом А.  именуется:  менеджером  (в  Англии),  импрессарио  (в Италии), продюсером (в Америке). А.  существуют  с  момента  возникновения  профессиональных  трупп. Известен,  напр.,  контракт,  заключенный  А.  французом  Л'Эпероньеромс актрисой М. Фере еще в 1545. Наряду с А., для  к-рых  театр  был  только источником дохода (напр., Ф. Хенсло - крупнейший театр.  предприниматель Лондона времен Шекспира, владелец т-ров "Роза",  "Фортуна",  "Надежда"), всегда были и А., творчески связанные с т-ром. В конце  16-нач.  17  вв. это были-Дж.  Бербедж  и  егосын,  знаменитый  англ.  актер  Р.  Бербедж (возглавляли лондонские т-ры-"Театр", "Блэкфрайерс", "Гло-М)ус"), во 2-й пол. 17 в.-великий франц. драматург, ре- жиссер и актер Мольер, в 18 в.- выдающийся англ. актер Д. Гаррик, возглавлявший  совм.  с  антрепренером Лейси т-р "Друри-Лейн" в Лондоне, нем. актеры в режиссеры К. Нейбер,  И. Ф. Шенеман, К. Аккер-ман; в 19 и 20 вв.- Ч. Кин, Г. Ирвинг,  Ф.  Бенсон, супруги Банкрофт и С. Фелпс в Англии; Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Дузе, Э. Де Филиппе - в Италии; М. Рейнхардт, Э. Пискатор - в Германии; А. АН-туан, Ф.  Жемье,  Ж.  Л Барро, Питоевы - во Франции; Д. Беласко - в США и т. д. В 19 и 20  вв.  широкое  развитие  получает  также  деятельность  А., творчески не  связанных  с  т-ром  и  являющихся  лишь  владельцами  или арендаторами театр. зданий, организаторами  гастрольных  турне  трупп  и отдельных актеров-гастролеров (в США -  бр.  Фро-ман,  глава  крупнейшей театр. фирмы "Шуберт"; во Франции -  М.  Карсенти,  Ломброзо,  Жанвье  и др.).  В  наст.  время  в  зарубежных  странах  антрепризы  все  более вытесняются различными компаниями, трестами и т. д. В России появление профессиональных А. относится к 18 в. и связано  с зарубежными предпринимателями: Я. Кунст, О. Фюрст-в Москве  (10-е  гг.), Манн (20-е гг.)-в Петербурге. В последующие периоды  оперные,  балетные, драм. труппы возглавляли: Фу-зань (30-е гг.), Сериньи  (40-е  гг.)  -  в Петербурге; Локателли  (50-60-е  гг.)  -  в  Москве.  В  1779-83  в  Петербурге антрепренер К. Книпер соорудил т. н. Деревянный т-р на Царицыном лугу, в к-ром играла драм. труппа под рук. И.  А.  Дмитревского.  В  1782  здесь впервые был пост.  "Недоросль".  В  Москве  после  Локателли  в  1765-69 антрепризу держал рус. офицер Титов,  с  1772-итальянец  Гроти;  в  1776 начал свое существование т-р Медокса. В  Москве  и  Петербурге,  в  силу  монополии  императорских  т-ров (установлена официально в 1854, но  фактически  проявлялась  значительно раньше), деятельность А. проходила гл. обр. в загородных  дачных  т-рах, клубах; А. выступали также организаторами цирковых  зрелищ  и  эстрадных представлений. Но в провинции, свободной от  монополии  казенных  т-ров, появилось огромное  число  театр.  предпринимателей.  Среди  А.  были  и помещики, превратившие свои крепостные т-ры в коммерч. предприятия (граф Каменский в Орле, Есипов в Казани, кн. Шаховской в  Нижнем  Новгороде  и др.). С 70-х гг. возникают попытки организации актерских товариществ без А. К 1-й пол. 19 в. относится деятельность А., сыгравших заметную роль в истории рус. провинциального т-ра: И. Ф. Штейна, О. И. Калиновского,  К. Зелинского и в особенности  Л.  Ю.  Млотковского.  Во  2-й  пол.  19  в. появляется несколько выдающихся А., сочетавших организационную и  творч. работу, способствовавших развитию рус. провинциального т-ра. Среди  них: А. А. Рассказов, П. М. Медведев, Н. Н. Соловцов, Н. Н.  Синельников,  Н. И. Соболъ-щиков-амарин, П. П. Гайдебуров (и Н. Ф. С  карская).  В  числе видных А. 2-й пол. 19 в. также И. Я. Сетов, Дюковы, П. П. Струйский,  3. А. Малиновская, актер и режиссер Н.  К.  Милославский,  А.  С.  Суворин. Среди виднейших московских А.- А. А.  Бренко,  К.  Н.  Незлобии,  С.  И. Зимин, С. П. Дягилев, Ф. А. Корт. Значит, роль в истории театр. культуры сыграли А.-меценаты (напр.,  в России С. И. Мамонтов - инициатор и организатор  Моск.  частной  русской оперы; в Англии  Э.  Флауэр  -  инициатор  и  организатор  Мемориального шекспировского театра, и др.). Среди  выдающихся  цирковых  А.-  англичанин  Ф.  Астлей,  многочисл. представители потомственных цирковых "династий": Франкони - во  Франции, Ренца - в Германии, Чинизелли - в Италии, бр. Никитины - в России. В  Сов.  Союзе  частные  антрепризы  прекратили  существование  после издания декрета о национализации т-ров (1919). Лит.: Островский А. Н., Записка  об  авторских  правах  драматических писателей (1869), в сб.: О театра. Записки, речи, письма,  общ.  ред.  и вступ. ст. Г. И. Владыкина, Л.-М., 1941, с. 38-49; М о к у л ь с к  и  и С. С., История западноевропейского театра, т. 2,  М.-Л.,  1939,  с.  8с, 255, 376, 388, 436 (и ряд других); А н т у а н  А.,  Дневники  директора театра, [пер. с франц.], М.-Л., 1939; Жемье Ф., Театр. Беседы, собранные II. Гзеллем, [рус.. nep.J, М., 1958; Данилове. С.,  Очерки  но  истории  русского  драматического  театра, М.-Л., 1948, с. 71-81, 82-89, 143-149, 216- 224, 409-433; Ашукин Н.  С., В с е в о л о д с к и й-Гернгросс В. Н. и Соболев Ю. В., Хрестоматия  но истории русского  театра  XVIII-XIX  веков,  Л.-М.,  1940,  с.  256-276; Синельников Н. Н., Шестьдесят лет  на  сцене.  Записки,  Харьков,  1935; Собольщиков-Самарин Н. И., Записки, [Горький], 1940; Кузнецов Е.,  Цирк, М.-Л., 1931. А. Шн.