КОКПИТ ПРИ ДВОРЕ
										"КОКПИТ ПРИ ДВОРЕ" (англ.  Cockpit-at-Court)-  театральное  здание  в Лондоне, построенное в 1632 арх.  Иниго  Джонсом  на  территории  дворца Уайт-холл на месте арены для петушиных боев (англ. cockpit). "К. п.  д." создавался по образцу т-ров позднего итал. Возрождения. Зал  имел  форму восьмигранника,  три  стороны  к-рого  занимала  сцена  с  выдвинутым просцениумом и постоянным задником (двухъярусная стена с пятью дверями). Зрители сидели в партере и на галерее,  в  центре  к-рой,  прямо  против сцены, находилась королевская  ложа.  Спектакли  ставились  нерегулярно: время от времени здесь перед королевским двором выступали проф.  труппы. В 1642 "К. п. д.", как  и  другие  т-ры  Англии,  был  закрыт  по  указу пуританского парламента.  После  реставрации  монархии  (1660)  т-р  был возрожден и действовал до 1674. В 1661-65  здесь  выступала  труппа  под рук. Дж. Джолли. После открытия театра "Друри-Лейн" (1663)  "К.  п.  д." приходит в упадок. Лит.: Булгаков А. С.,  Театр  и  театральная  общественность  Лондона эпохи  расцвета  торгового  капитализма,   [Л.],   1929;   История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М.,  1956. А. Б. KOKTO (Cocteau), Жан (5.VII. 1889-11.Х.1963)-  французский  писатель, поэт, драматург, либреттист, художник, скульптор. Чл. Франц. академии (с 1955). К. демонстративно отвергал работу  в  какой-либо  одной  области, вступая на путь разл. экспериментов,  что  накладывало  на  нек-рые  его произв. отпечаток дилетантизма. В своей творч. деятельности  он  занимал позицию "авангардиста", эстета,  поддерживающего  и  т.  н.  новаторские искания в совр. франц. иск-ве и модные модернистские течения. В нач. 20 в. К. был связан с труппой "Русский балет Сергея Дягилева", а также с возникшими в эти годы "независимыми" балетными  труппами.  Для труппы Дягилева К. написал либретто балетов: "Синий бог" Хана (1912, совм.  сФ.  Мадрацо),  "Парад"  Сати  (1917), "Голубой экспресс" Мийо (1924). Деятельность К.  способствовала  поискам нового типа  балетного  спектакля  (кубистские  принципы  в  оформлении, сближение  хореографии  и  эстрады),  отражавшего  в  театр.  иск-ве мироощущение  послевоенного  времени  (отрицание  традиций  прошлого, настроения  "потерянного  поколения"  и  др.).  В  "Параде"  и  "Голубом экспрессе" широко использовались приемы мюзик-холла, элементы акробатики и спорта, джазовые ритмы. В  20-е  гг.  К.  сблизился  с  "Шестеркой"  - группой  франц.  композиторов-новаторов,  к-рые  писали  музыку  к  его балетам. Их первой совместной работой был сатирич., протестующий  против мещанских вкусов балет "Новобрачные на Эйфелевой башне" (1921, "Шведский балет"). В 20-30-е гг. К. выступил как автор нескольких сюрреалистич. пьес  на сюжеты античности: "Антигона" (по Софоклу, 1922, т-р "Ателье"),  "Орфей" (1926, "Т-р дез  ар",  труппа  Питоевых),  "Адская  машина"  (1934,  т-р "Комедия Елисейских полей", труппа Л. Жуве). В пьесах "Трудные родители" (1938, т-р "Амбассадер"), "Священные чудовища" (1940, т-р  "Мишель")  он обратился  к  традициям  психологич.  и  натуралистич.  драмы,  показав разрушение совр.  бурж.  семьи  и  кризис  бурж.  морали,  но  игнорируя социальную основу жизненных конфликтов, лежащих в основе пьес. После 2-й мировой войны К.  вновь  принял  участие  в  создании  экспериментальных балетных спектаклей в качестве  либреттиста  и  художника-декоратора.  В 1944  был  одним  из  организаторов  труппы  "Балет  Елисейских  полей". Наиболее значительные работы: балет "Юноша и смерть" на муз. Баха (1946, "Балет Елисейских полей"), сочетавший бытовые и символические тенденции, неоклассицистский балет "Федра" Орика (1950, "Гранд-Опера").  К.-  автор многочисл. книг и статей, посв. т-ру. Видный кинорежиссер и сценарист. Соч.: Oeuvres completes, v. 1-11, Lausanne, 1947- 1951;  Theatre,  v. 1-2, P., 1948; Theatre de poche, P., 1949; Karsavine  et  Mallarme,  P., 1912; L'art decoratif de L. Bakst, P., 1913; Portrait de Mounet - Sully, P., 1945; Journal d'un inconnu. P., 1953; в рус. пер.-Трудные  родители, в сб.: Пьесы современной Франции, М., 1960. Лит.: Mauriac С., Jean Cocteau ou la Verite du mensonge, P., 1945. В. Г.