КНЯЖНИН
										КНЯЖНИН, Яков Борисович  [23.Х(З.Х1).1740,  Псков,-  14(25).  1.1791, Петербург] - русский драматург. Один из крупнейших  представителей  рус. просветительского классицизма 18 в. В печати впервые  выступил  в  1769. Уже в  первой  трагедии  -  "Дидона"  (1769,  Москва;  1778,  Петербург, домашний  т-р  Дьяковых,  в  роли  Ярба  -  Дмитревский)-  проявилась свойственная драматургии К. гумани-стич., свободолюбивая направленность. Не отказываясь от классицистской коллизии борьбы долга  и  чувства,  К., однако,  придает  чувству  большее  значение,  чем  его  предшественник Сумароков, что приводит к усилению эмоциональной стороны  его  трагедий, определяет новые  черты  их  художеств.  формы  (психологич.  углубление характеров,  обострение  дра-матич.  противоречий,  создание  эффектных кульминаций и т. п.). Следующая  трагедия  К.  "Владимир  и  Ярополк"  (1772)  отражает характерное для последнего этапа рус.  просветит.  классицизма  крушение веры  в  "просвещенного  монарха".  К.  рассматривает  деспотизм  как неизбежное порождение самодержавной власти.  Ко-мич.  оперы  и  комедии, написанные К. в конце  70-х  и  в  80-х  гг.,  еще  более  сближают  его творчество  с  передовым  сатирич.  направлением  в  рус.  лит-ре  и публицистике; крепостнич. нравы и  галломанию  дворянства  К.  рисует  в комич. опере "Несчастье от кареты" (1779, муз.  В.  А.  Пашкевича).  Гл. действующим лицом комич. оперы "Сбитенщик" (1784, муз. Бюланта) является умный,  энергичный  человек  из  народа.  Алчность  и  невежество провинциальных помещиков К. обличает в своей  лучшей  комедии  "Хвастун" (1786),  предваряющей  образ  гоголевского  Хлестакова  (гл.  герой  - дворянский сынок, враль и мот). Теми же тенденциями отмечены и  др.  его комич. оперы ("Скупой", "Притворная сумасшедшая") и  комедии  ("Чудаки", "Неудачный примиритель, или Без обеда домой поеду", "Траур, или  Утешная вдова"). В комедиях К. имеются сюжетные заимствования, но в то же  время они исполнены точных, реальных наблюдений, правдивых  зарисовок  быта  и нравов эпохи, написаны легким,  метким  разговорным  языком.  В  1783  в трагедии "Рослав" К. вновь обращается к острейшей политич.  теме  своего времени, стремится создать идеальный образ совр. героя - свободолюбца  и патриота,  утверждает  необходимость  жертвенного  служения  отечеству. Одновременно с трагедией о "добром  монархе",  осуществленной  в  формах пышного оперно-балетного представления,-  "Титове  милосердие"  (соч.  в 1785 по заказу императрицы), К. продолжает развивать  основные  для  его творчества политич., тираноборч. мотивы в трагедиях "Ольга",  "Владисан" и "Софонизба". К концу 80-х гг., ознаменованных резкой  правительственной  реакцией, относятся наиболее политически смелые выступления К.: статья "Горе моему отечеству" (дошла лишь в пересказах)  и  трагедия  "Вадим  Новгородский" (1789). Полемизируя с Екатериной II, изображавшей в своих т. н. историч. пьесах Вадима человеком,  признавшим  законность  монархич.  власти,  К. создал  образ  убежденного  воль-нолюбца,  отвергающего  любые  формы примирения с самодержавием. Революция во Франции заставила К.  задержать представление уже репетировавшейся трагедии; однако  существуют  данные, что К. был вызван в тайную канцелярию,  допрошен  и  подвергнут  пыткам. Вскоре, после тяжелой болезни, К.  скончался.  В  1793  трагедия  "Вадим Новгородский"  была  напечатана  отдельным  изданием  и  в  39-й  части "Российского феатра", однако  тут  же  последовал  приказ  Екатерины  об изъятии и сожжении трагедии (вновь была опубликована в 1871 с  купюрами; полностью лишь в 1914). Уцелевшие экземпляры и списки трагедии ходили по рукам,  ею  зачитывалась  передовая  молодежь.   Влияние   "Вадима Новгородского" сказалось в  ранних  произв.  декабристской  драматургии. Трагедии  К.  имели  значит,  влияние  на  развитие  актерского  иск-ва, способствовали проявлению  в  нем  высокой  идейности,  эмоциональности, правды переживаний. К. читал лекции по  рус.  словесности  в  Кадетском  петерб.  корпусе (среди учеников К.  был  будущий  известный  драматург  В.  А.  Озеров). Выступал как переводчик (произв. Корнеля и Др.). Со ч.: Собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1787; Сочинения, т.  1-  2,  изд.  А. Смирдина. СПБ, 1847-48; Вадим Новгородский. Трагедия в 5 д.. с  предисл. В. Саводника, М., 1914; Вадим Новгородский.  Трагедия,  в  кн.:  Русская литература XVIII века. Л., 1937. Лит": Г у к с в с к vf и Г. А., Русская литература  XVIII  века,  М., 1939, Благой Д. Д., История русской литературы XVIII века, 3  изд.,  М., 1955; Кулакова Л. И., Я. Б. Княжнин, в кн.:  Русские  драматурги.  XVIII век, т. 1, Л.-М., 1959; А с е е в Б.  Н.,  Русский  драматический  театр XVII-XVII Г веков, М., 1958. Т. Р.