КЛОУНАДА
										КЛОУНАДА - цирковой жанр. Включает в себя комич. выступления  одного, двух и более артистов - клоунов построенные  на  приемах  эксцентрики  и буффонады.  Истоки  К.-  в  выступлениях  нар.  артистов:  в  России  - скоморохов, во Франции - жонглеров, в Германии - шпильманов, в Польше  - франтов, у народов Ср. Азии - масхарабазов, и др. В школах верховой езды в 16-17 вв., наряду с наездниками и дрессировщиками  лошадей,  выступали комики, пародирующие номера верх. езды.  В  первом  стационарном  цирке, открытом в 1780 Астлеем в Лондоне, выступал комик Б. Саундерс,  игравший роль неловкого наездника, и комики, разыгрывавшие нар. пантомимы. Следующий этап в развитии К. связан с франц. артистом Ж. Б.  Ориолем, дебютировавшим в парижском цирке Франкони в 1835. Это был ловкий акробат и эквилибрист, сочетавший сложные упражнения с комич. приемами. В России с такими же номерами выступали в 40-50-х гг. 19 в. Л. Виоль и его ученик П. Авеньели.  Одновременно  в  англ.  и  др.  цирках  получают  развитие небольшие комич. пантомимы, построенные на разл. эксцентрич. трюках;  их исполняли Дж. Гримальди, К. Ф. Лоран и др. Другим истоком иск-ва К. были выступления персонажа ярмарочных представлений  -  Пьеро  (образ  франц. крестьянина, доверчивого и  подозрительного,  хитрого  и  простодушного, насмешника и говоруна). Создателями этого образа были: Джаратони, Прево, Амош.  В  цирке  Пьеро  получил  наименование  "белого  клоуна",  в  его характеристике сочетались черты  персонажей  итал.  комедии  дель  арте, англ. пантомимы, франц.  ярмарочного  т-ра.  Постепенно  "белые  клоуны" завоевали  заметное  место  в  цирковых  программах;они  исполняли самостоятельные пародийные номера в буффонной манере, развлекали публику в перерывах между номерами. Основоположник нем. клоунады Кватлиц (дебютировал  в  цирке  Ренца  в Берлине в 1846) изображал робкого и неумелого конькобежца, отважившегося выйти на лед. В 70-х гг. 19 в. появляется новый персонаж -"рыжий  клоун" (Август, Дурачок, Иван Кирпич); развлекая публику в паузах, он  исполнял роль незадачливого униформиста (служителя  арены),  носил  рыжий  парик. Затем  Рыжие  стали  выступать  в  утрированных,  пародийных  костюмах,. получили наименование - Коверных (их выступления обычно проходили  в  то время,  когда  раскатывали  или  складывали  ковер).  Среди  первых исполнителей ролей Рыжего были Т.  Беллинг,  Чадвик,  Дж.  Гюйон  и  др. Коверные  участвовали  вместе  с  белыми  клоунами  в  сценах  (антре), используя в своих выступлениях лацци  итал.  комедии  дель  арте,  трюки англ. пантомимы и др. шутки. В 80-х гг. 19 в. появились постоянные  пары белого и рыжего клоунов; во Франции - Футит и Шоколад, в России - С.  С. Альпе-ров и Бернардо. Такая К. получила название буф-фонадной. В 20 в. в этом жанре особенного успеха  добились  французы  Бебе  и  Антонет,  бр. Фрателлини,  Алекс  и  Заватта,  Франческо,  итальянцы  "Дарио-Барио  и компания", испанец Ривельс, швейцарец Грок, англичане Тич и Джое Джэксон и др. В русском дореволюц. цирке в жанре К. выступали Лепом и Эйжен,  Ю.  и В. Костанди, Донато и Джио-вани  и  др.  В  рус.  цирке  клоуны  впервые активно использовали сатирич. репертуар. Так, А.  Л.  и  В.  Л.  Дуровы, используя  дрессированных  животных,  создавали  остро  злободневные, сатирич. номера, муз. клоуны Бим-Бом, наряду с игрой на эксцентрич. муз. инструментах, исполняли куплеты и частушки на злобу дня. Злободневное, сатирич. и публицистич. начало получило наиболее полное развитие в  сов.  цирке.  Сочетая  сложные  цирковые  трюки  с  веселыми остротами, сов. клоуны ищут новые образы, близкие их  зрителям.  Большой вклад в развитие сов. К. внес В. Е. Лазаренко. Его традициям следовал  и его сын В. В. Лазаренко. Сатирич. скетчи ставили на арене Л. К. и К.  К. Таити, Д. С. Альперов и его партнеры Мишель (М. П. Калядин), Макс (М. И. Федоров),  Н.  Л.  Лавров.  Остросатирич.  и  лирико-комедийные  номера исполнял Карандаш (М. Н. Румянцев). Другой талантливый сов. клоун О.  К. Попов включает в свои выступления акробатику, гимнастику и т. п.  Иск-во К., основанное на нар.  традиции,  развивают  артисты  нац.  цирков:  А. Юсупов (узб. коллектив), В.  Байдин  (укр.),  Л.  Енгибаров  (арм.),  Л. Колобов (белорус.) и др. В жанре К. в сов. цирках выступали: Г.  Мозель, Д. Демаш, С. Крейн, А. Успенский, П. Лавров, К. Берман,  Б.  Вяткин,  Ю. Никулин, М. Шуйдин, Э. Середа, X. Мусин, Е. Бирюков, Р. М. и А.  Ширман, В. Мозель, О. Савич, В. Козловский, Ю. Котов и др. Иск-во К. получает развитие в странах  нар.  демократии:  Т.  Казаров (Болгария), Цендерико (Румыния), Штефи и Барош (Венгрия) и др. Лит.: Дуров А. Л., В жизни и на арене, Воронеж,  1914;  Кузнецов  Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю., Русский цирк, М. ,1953; Р а д у н с к  и и И. С., Записки старого клоуна, М., 1954; Альперов Д., На арене старого цирка, М., 1936; Румянцев М.,  На  арене  советского  цирка,  М.,  1954; Роланд К., Белый клоун, Рига, 1961; Советский цирк. Сборник,  под  общей ред. Е. Кузнецова, Л.-М., 1938; Кузнецов Е.,  Арена  и  люди  советского цирка, Л. - М., 1947;' Дмитриев Ю. А., Советский цирк, М., 1963. 70. Д