КЛОДЕЛЬ
										КЛОДЕЛЬ (Claudel),  Поль  (6.VIII.1868-23.11.'  1955)  -  французский писатель, драматург. Чл. Франц. академии  (с  1946).  С  1882  учился  в Париже, окончил юридич. ф-т и Школу политич. наук. В 1890 начал  лит.  и одновременно дипломатич.  деятельность  (был  послом,  консулом  во  мн. странах). Первые пьесы К.- "Золотая голова"  (1890),  "Город"  (1890-97, Нац. Нар. т-р-1955)  и  др.  созданы  под  влиянием  символизма,  в  них проявились религ. мотивы. В  каждой  последующей  пьесе-"Отдых  седьмого дня"  (1896),  "Обмен"  (1900,   т-р   "Вье   коломбье"-1914)   - рели-гиозно-мистич.  направленность   усиливается   и   окончательно утверждается в пьесах: "Полуденный раздел" (1905, "Т-р Мариньи" - 1948), "Залог" (1914, т-р "Эвр"), "Черствый хлеб" (1914, т-р "Ателье" -  1949), "Оскорбленный  отец"  (1916,  "Т-р  Елисейских  полей"  -1946)  и  др. Наибольшую  известность  получила  пьеса  К.-  "Благовещение"  (1892, переделка собств.  пьесы  "Юная  дева  Виолена")  -  стилизация  в  духе ср.-век. миракля. Герои пьесы полны наив-яой  и  восторженной  веры.  К. осуждает бунтарство, требует от людей безропотной жертвенности, насыщает пьесу мистикой,  изображает  религиозные  чудеса,  прославляет  красоту, величие страдания. Чтобы передать изощренность психологии своих  героев, он искал слова-символы, воздействующие  на  зрителя  ритмом,  звучанием. "Благовещение" пост. реж. О. М. Люнье-По в театре "Эвр" (1912).  Идейная направленность драматургии К., отрицающей борьбу против насилия, глубоко реакционна. Буржуазная критика объявила К. глубоким мыслителем, "великим католическим писателем". В 40-х гг. известность получила пьеса "Атласная туфелька" (1943, "Комеди Франсез"), утверждавшая необходимость отказа от личного счастья во имя высших  велений  совести.  Во  Франции  пьесы  К. ставили крупные режиссеры (О. М. Люнье-По, Ж.  ,  Ж.  Л.  Барро,  Ж. Вилар и др.). На рус. сцене были пост. "Обмен" и  "Благовещение"  (1918, 1920; Камерный т-р, Москва). Пьесы К.  послужили  основой  опер  "Христофор Колумб" Мийо (1930, Гос. опера, Берлин), "Жанна дАрк на костре" Онеггера (1938, Базель). К..- автор  многих  статей  о  театре,  переводчик  трагедий Эсхила ("Агамемнон", пост. 1927" Париж; "Хоэфоры"  и  "Эвмениды",  пост. 1935 и 1949, Брюссель). Соч.: Theatre, ?. 1-3, Р., 1910-11; Mes idees sur la maniere generale de jouer mes drames, "L'oeuvre", P., 1912" bull.  ј  9,  с.  162-65;  Le drame et la musique, "Revue de Paris", P.,  1930,  annee  37,  ј  9,  с. 23-35. Лит.: А. В. Луначарский о театре и драматургии. Нзбр. статьи,  т.  2, М., 1958; Truc G., Paul Claudel, P., [1945]; Saint e-M arie-Perrin Е., Introduction a l'oeuvre  de  Paul  Claudel, P., 1926; TonquedecJ. de. L'oeuvre de Paul Claudel, P., 1917; G r  os  с he R., Paul Claudel, Hellerau, 1930; M a d a u 1 e J., Le genie de  Paul Claudel, P., [19331; Barjon L., Paul Claudel, P.-Brux. [1953]. Е.Ф.