КЛЕРОН
										КЛЕРОН (Clairon; наст. имя и фам.- Клер Жозеф Ипполит Лерис де Латюд, Leris de La Tude) [25. I. 1723-29 (31?). I. 1803] - французская актриса. Выдающаяся представительница просветит, классицизма. В 1736 дебютировала на сцене "Комеди Италь-енн" в  Париже.  В  1737-43  выступала  в  амплуа субретки в труппах Руа-на, Лилля и др. Возвратившись  в  1743  в  Париж, была принята в "Королевскую академию музыки" (ныне - т-р "Гранд-Опера"), но пробыла здесь лишь неск. месяцев, т. к. не обладала необходимыми  для оперной певицы вокальными данными. В том же  году  дебютировала  в  т-ре "Комеди Франсез". Роли: Федра - о. п. Расина; Дорина - "Тартюф"; Селианта - "Женатый философ" Детуша, Зе-нобия и Электра-"Ра-дамист  и Зенобия", "Электра" Кребийона. Через месяц  К.  была  введена  в  состав "сосъетеров" т-ра и вскоре заняла положение ведущей трагедийной  актрисы Франции. Играла роли "трагич. принцесс":  Родогю-на  (о.  п..  Корнеля), Гермиона, Роксана, Монима ("Андромаха",  "Баязет",  "Митридат"  Расина), Йемена,  Заира,  Альзира  ("Меропа",  "Заира",  "Аль-зира"  Вольтера). Прославилась исполнением ролей в трагедиях  Вольтера,  к-рые  он  писал, имея в виду исполнение их К.: Электра ("Орест", 1750), Идаме ("Китайский сирота", 1755), Аменаида ("Тан-кред", 1760). Восприняв театр. теорию  Д. Дидро и  работая  под  рук.  Вольтера,  К.  стала  одним  из  крупнейших реформаторов  франц.  т-ра  18  в.  Она  стремилась  к  психологич. индивидуализации образа,  боролась  с  жеманностью  арнстократич.  т-ра, утверждала на сцене тип мужественной, сильной личности,  непреклонной  в достижении цели. К. широко использовала пантомиму, добиваясь  экспрессии и динамичности игры; она  реформировала  трагич.  декламацию,  преодолев чрезмерную  напыщенность  сценич.  речи,  отказавшись  от  подчинения интонации условному мелодич. рисунку. В "Мемуарах", написанных  К.  (гл. "Размышления о театральной декламации"), она определила программу работы актера над собой и над ролью. К. требовала от актера аналитич. подхода к роли, ясности мысли, глубокого изучения литературы, истории,  географии, анатомии и т. д., совершенного владения  голосом,  дикцией,  мимикой,  ' жестом.  К.  встала  на  путь  реформы  условного  костюма  в  трагедии, отказалась от преувеличенной пышности, вводила в костюм  этно-графич.  и историч. детали. Современники  упрекали  К.  в  холодности  и  рассудочности  игры, противопоставляя  ей  стихийную  по  темпераменту  М.  Дюменилъ.  Однако просветители -Вольтер, Дидро, Д'Аламбер и др., высоко ценили  творчество К. Ее иск-во - интеллектуальное, глубокое и точное, сыграло большую роль в становлении просветительской театр. культуры. К.  вела  активную  борьбу  против  актерского  бесправия,  добиваясь официального признания религиозного и гражданского равноправия  актеров. Неудача в этой борьбе привела к раннему уходу К. со сцены в 1766. Соч.:  Memoires  d'Hyppolite  Clairon  et  reflexions  sur  l'art dramatique, publ. par elle-meme, P., an Vil, [1798], 1799., Лит.:  Стороженко  Н.,  Актрисы-соперницы,  "Артист",  1892,  ј  22; МокульскийС., История западноевропейского театра, т. 2, M.-Л., 1939;  (А г n a u l t A. V. l, Les souvenirs  et  les  regrets  du  vieil  amateur dramatique..., P.,  1829;  Manne  E.-D.  d  e,  Galerie  historique  des comediens francars de la troupe de  Voltaire,  nouv.  ed.,  Lyon,  1877; Jullien A., Histoire du costume au  theatre...,  P.,  1880;  Acteurs  et actrices  du  temps  passe.  La  Comedie  Francaise.  Notices  par  Ch. Gueullette, P., 1881; Concourt Ed., Mademoiselle Clairon...,  P.,  1890; Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son theatre, P., 1900. E. Ф.