КЛЕЙСТ
										КЛЕЙСТ (Kleist), Генрих фон (18.X.1777-21.XI. 1811) - немецкий поэт и драматург.  Представитель  немецкого  романтизма.  Учился  в  кадетском корпусе; в 1793-99 служил в армии,  принимал  участие  в  походе  против революц. Франции. К. принадлежал к реакц.  дворянской  партии.  Болезнь, нужда,  неудовлетворенное  честолюбие  вызвали  разрыв  между  романтич. порывами  поэта  и  окружающей  его  действительностью.  К.  заболел психически, покончил жизнь самоубийством. Первая пьеса К. - трагедия "Семейство  Шроффен-штейн"  (1804,  т-р  в Граце) о любви молодых людей, принадлежащих к враждующим  семьям.  Пьеса отличалась нагромождением ужасов, утверждала власть рока, но  ясность  и мощь поэтич. языка, реалистич. обрисовка отдельных персонажей  указывали на талант драматурга. В историч. трагедии "Роберт Гискар"  (1808,  пост. 1901), сохранившейся в  отрывках,  К.  создает  образ  идеализированного героя, искажая историч.  факты.  В  1804,  живя  в  Кенигсберге  (период оседлой жизни и внутр. успокоенности К.), он  создал  комедию  "Разбитый кувшин",  высмеивающую  феодальное  судопроизводство  (пост.  в  1807  в Веймарском т-ре под рук. Гете, изд. 1811). Яркие,  сочные  нар.  образы, добродушный  лукавый  юмор,  эмоциональность,  индивидуализация  речи персонажей отличали эту комедию,  сохраняющуюся  в  репертуаре  т-ра  до наст. времени. Разгром  Пруссии  в  1806  способствовал  развитию  в  творчестве  К. "спутанности чувств" (Гете). В эти годы поэта привлекают подсознательные движения человеческой души, мистика, фантастика. В трагедии "Пентесилея" (1808, пост. в 1876), написанной на сюжет античного мифа  (Пентесилея  - царица амазонок), действуют мятущиеся люди, старающиеся  превзойти  друг друга в исступленной жестокости. В историч. драме "Битва Германа" (1808, пост. в 1860) К. националистически изображает апофеоз  войны.  Несколько особняком стоит драма "Кетхениз Хейльбронна"  (1810,  Вена)  -  о  любви простой  девушки  к  владетельному  феодалу.  Мистич.  предчувствия пронизывают эту пьесу, развертывающуюся  на  условно-историческом  фоне. Таинственному,  иррациональному  противостоит   в   пьесе   светлый жизнеутверждающий  образ  героини,  мастерское  изображение  отдельных характеров,  исполненных  страсти  и  жизненной  силы.  Трагедия  "Принц Фридрих  Гомбургский"  (1810,  пост.  1821,  "Бургтеатр")  -  последнее драматич.  произв.  К.  Эта  пьеса  идеализирует  монархию,  утверждает националистич. чувства. Творчество К. долгие годы поднималось на щит идеологами национализма, противопоставлялось реалистич. принципам в иск-ве, но элементы реализма, преодолевающие  иррационализм  и  мистику,  позволяют  ряду  совр. исследователей (ГДР) давать иную оценку противоречивому творчеству К. После смерти К. пьесы его получили сценич. жизнь. В 19 в. большинство пьес К. шло в переработках. Мейнингенский т-р одним из первых  обратился к подлинным текстам К. В Мейнингенском т-ре шли пьесы К. "Битва Германа" (1875), "Принц Фридрих  Гомбургский"  (1878),  "Семейство  Шроффенштейн" (1910),  "Кетхен  из  Хейльбронна"  (1876),  "Разбитый  кувшин"  и  др. "Разбитый кувшин" поставлен в 1844  в  Берлинском  т-ре  (судья  Адам  - Деринг), в 1854 в "Бургтеатре" (судья Адам-Ларош), в  1919  в  Москве  в Гос. показательном т-ре и мн. др. В ГДР пьесу пост. реж.  К.  Трепте.  В ФРГ ее пост. Гамбургский нем. драматич.  т-р  под  рук.  Г.  Грюндгенса. "Принц Фридрих Гомбургский" пост. в 1833 Иммерманом  в  Дюссельдорфе,  в 1907 -в Нем. т-ре и др. На Авиньонском фестивале 1951 эта пьеса показана в пост. Ж. Вилара (в гл. роли Ж. Филип). В нем.  т-рах,  руководимых  М. Рейнхардтом, были пост. почти всв пьесы К. Соч.: Werke und Briefe, [Bd] 1-5, Lpz., 1904-05; в рус.  пер.  -Собр. соч., т. 1-2, П.-М., 1923; Пьесы [Вступ. статья А. Дейча], М., 1962. Лит.: Б р а н д e с Г., Главные течения литературы XIX в., пер.,  М., 1881; Ф р и ч e В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; M e р и н г  Ф р., Клейст. Генрих фон Клейст. "Разбитый кувшин", в кн.: M e  p  и  н  г Фр., Легенда о Лессинге. Лит.-крит. статьи, пер., т. 1, М.-Л., 1934,  с. 713-726; Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценич. реализма  в Германии, М.-Л., 1940; В r ah m O., Heinrich von Kleist, B., 1884, 1911; Martersteig M., Das deutsche Theater im 19. Jahrhundert, Lpz., 1904. 2. Aufl.,  Lpz.,  1924. Л. Гор.