КИЕВ
										КИЕВ - столица Украинской ССР (1248 тыс. жит. на 1963). Со времен объединения древнерус. земель вокруг  К.,  как  политич.  и экономия, центра древнерус. гос-ва, театр. зрелища заняли заметное место в обществ, жизни города. Особое распространение получили скоморошьи игры и забавы. Еще большее развитие получили ранние формы лит. драмы  и  т-ра во  время  культурно-просветит.  движения  на  Украине,  борьбы  против католицизма  и  колонизаторских  устремлений  польской  шляхты  в  16-17 вв.Освободит, война укр. народа с Польшей  и  особенно  воссоединение  с Россией (1654) оказали влияние на  дальнейшее  развитие  укр.  лит-ры  и иск-ва, в т. ч. - т-ра. В сер. 17 в. в основанной Петром Могилой  (1615) Киево-Могилянской  коллегии,  позднее  -  Академии  (1631)  устраивались школьные спектакли. Наиболее высокого расцвета киевский школьный  т-р  и драматургия достигают в конце 17 - нач. 18 вв.  В  этот  период  большое развитие  получили  интермедии  отличавшиеся  реалистич.  изображением событий и характеров, живым нар. яз., юмором, представления с вертепом. В конце 18 - нач. 19 вв.  появились  разл.  бродячие  труппы  (итал., польские,  франц.,  польско-рус.),  возникли  любит.  кружки,  к-рые впоследствии  стали  основой  укр.  проф.  т-ра.  В  1804  началось строительство первого специального театр. здания (оконч. 1807).  В  1806 оно было передано антрепренеру Д. Шираю, труппа к-рого и открыла  первый театр. сезон. В последующие годы здесь играли  польские  и  польско-рус. труппы  Желкавского,  Змийовского  (1816,  1819),  Каменского  (1822), Ленкавского  (1811-16,  1823-29),  Рыканов-ского  (1834-35,  1843-51), ставившие переводные  трагедии,  комедии,  мелодрамы,  оперы,  оперетты, балеты,  водевили,  интермедии.  В  1821  в  К.  выступала  полтавская русско-малорус.  труппа  во  главе  с  М.С.  Щепкиным,в  1829-34  труппа И.Штейна,  в  1837-38  труппа  Л.  Млотковского,  показавшая  спектакли: "Ревизор"; "Наталка-Полтавка" Котляревского. В  спектаклях  этой  труппы выступал П. С. Мочалов (1838). В спектаклях труппы  Каратеева  принимали участие В. И. Живоки-ни (1842). М. С.  Щепкин  (1843),  А.  Е.  Мартынов (1843). Многолетние попытки общественности создать в  К.  постоянный  т-р  не имели успеха. В 1856 было построено новое каменное здание (на 849 мест), получившее назв. Городского т-ра. Этот т-р в течение мн. лет сдавался  в аренду драм. и оперным антрепренерам (Т.  Борковскому,  Ф.  Бергеру,  Я. Сетову, М. Савину, И. Прянишникову, М. Бородаю, С. Брикину, М. Багрову и др.) и использовался для выступлений иностр.  гастролеров:  А.  Олдриджа (1861), Э. Росси (1878, 1890, 1896),Э. Дузе (1891). Сары  Бернар  (1881, 1909), Б. К. Коклена (1882,1889), Л. Барная (1886), Э. Поссарта  (1887). В 1856-63 в помещении т-ра  играли  драм.  рус.  и  польская  труппы,  в 1863-66  -  итал.  оперная  труппа.  Пост.  оперы  "Аскольдова  могила" Верстовского (27 окт. 1867) положила  начало  возникновению  в  К.  рус. оперного т-ра, на  сцене  к-рого  шли  лучшие  произв.  рус.  и  иностр. композиторов. 4  февр.  1896  здание  т-ра  сгорело.  Новое  здание  для оперного т-ра было построено'и открыто в 1901. Во 2-й пол. 19 в. т-р занимал большое место  в  обществ,  и  политич. жизни города, приобретая более четкие нац.  черты  и  проф.  мастерство. Появились укр. драм.  актеры,  композиторы,  певцы,  музыканты.  В  1861 открылась первая постоянная муз. школа.  В  90-х  гг.  19  в.  оживлению театр. жизни К. способствовало  Лит.-артистич.  об-во  (Н.  Лысенко,  М. Стариц-кии, Леся Украинка, К. Стеценко,  Н.  Деонтович,  Я.  Стеновой  и др.), в 1908-11 - товарищество "Украинский  клуб".  В  1903  Н.  Лысенко организовал муз.-драм. школу (с 1919- ин-т). В 1913 на базе  музыкальной школы открылась консерватория. В конце 19 - нач. 20 вв. в К. гастролировали крупнейшие актеры  моек. и петерб. т-ров и театр. коллективы; их выступления были школой для укр. актеров, укрепляли творч. взаимосвязи укр/ и рус. театр. культуры. В 1877 в К. открылся частный рус. драм. т-р под назв. т-р  "Бергонье" (в помещении б. цирка  "Бергонье").  В  1891  Н.  Со-ловцов  организовал "Товарищество драматических  артистов",  заложившее  основы  постоянного рус. т-ра  в  К.  Спектакли  т-ра  Соловцова  характеризовались  высокой сценич. культурой. Укр. труппы в  течение  мн.,лет  в  К.  не  выступали (специальные  указы  царского  правительства  1863,  1876,  1881,  1884 запрещали книги, ноты и спектакли на "малорусском наречии"). 10 янв. 1882 кременчугская труппа Г. Ашкаренко во  главе  с  реж.  М. Кропивницким добилась разрешения  и  впервые  показала  в  К.  спектакль "Назар Стодоля" Шевченко на укр. яз. В репертуаре этой труппы были пьесы Котляревского, Квитки-Основьяненко, Кропивницкого.В  ноябре  1882  в  К. приехала  труппа  Кропивницкого,  в  к-рую  входили  М.  Заньковецкая, Н.Садовский и др.  В  последующие  годы  в  К.  играли  укр.  труппы  М. Старицкого,  Н.  Садовского,  П.  Саксаганского,  О.  Суходольского,  О. Суслова,  в  к-рых  выступали  М.  Кропивницкий,  М.  Заньковецкая,  Н. Садовский, А.  Затыркевич-Карпинская,  Ф.  Левицкий,  Е.  Зарницкая,  Л. Линицкая  и  др.  Их  выступления  имели  большое  художественное  и общественное значение. Революция 1905  ослабила  цензурные  запреты.  В  1907  Н.  Садовский основал в К. стационарный укр. т-р в помещении Троицкого нар. дома (ныне Т-р  муз,  комедии,  просуществовавший  до  1918.  В  труппу  входили: Заньковецкая,    Линицкая,    Левицкий,    И.    Марьяненко,    М. Литвиненко-Вольгемут,  А.  Борисоглебская,  В.  Василько,  худ.  В. Кри-чевский  и  др.  Репертуар  состоял  из  пьес  укр.  драматургов (Карпенко-Карый,  Кропивницкий,  Старицкий,  Шевченко,  Леся  Украинка, Котляревский, Квитка-Основьяненко). Садовский впервые обращается к  рус. и зап.-европ. классике. Он поставил на укр. яз.  "Ревизор",  "Женитьба", "Доходное  место".  Здесь  были  осуществлены  пост.  произв.  укр. композиторов:   "Энеида"    Лысенко,    "Запорожец    за    Дунаем" Гулак-Артемовского.  В  конце  1916  возник  т.  н.  Молодой  театр ("Товарищество молодых украинских артистов"), В годы  между  революциями 1905-17 киевские т-ры переживали глубокий идейный и творч. кризис.  Даже такие  т-ры,  как  Соловцова,  "Бергонье",  утеряли  свою  демократич. направленность,  снизился  художественный  уровень  спектаклей,  в  К. открылось большое количество кабаре. После революции 1917 политич. обстановка  в  К.  оставалась  сложной. Молодая Сов. республика боролась  с  внутр.  контрреволюцией  и  иностр. интервенцией. Смена  властей,  продолжавшаяся  до  1920,  препятствовала установлению нормальной творч. жизни. В 1918 П. Саксаганский организовал Нар. т-р, открывшийся 1 сент.  пьесой  Котляревского  "Наталка-Полтавка" (Терпелыха-Заньковецкая, Воз-ный-Саксаганский). Т-р продолжал реалистич. традиции  нар.  укр.  т-ра,  осуществляя  преимущественно  пост.  пьес Кропивницкого,     Карпенко-Карого,     Старицкого,      Шевченко, Квитки-Основьяненко. Но старый бытовой  репертуар  не  отвечал  запросам нового времени. Т-р существовал до 1922. Сов. власть, установившаяся в К. в  1919,  помогла  т-рам  преодолеть идейно-художеств. кризис. К строительству  новой  театр.  культуры  были привлечены крупные деятели т-ра. Постановлением Всеукр. совета иск-в  15 марта 1919  проведена  национализация  т-ров  К.  Государственными  были объявлены Т-р оперы и балета им. К. Либкнехта (б. Городской), Рус. драм. т-р им. В. И. Ленина (б. Соловцова), Укр. драм.  т-р  им.  Т.  Шевченко. Возникли новые театральные коллективы. В 1919  была  организована  "Укр. муз. драма". В том же  году  созданы  Первый  республиканский  симфонич. оркестр под рук. Н. Леонтовича, 6 районных рабочих т-ров (на Лукьяновке, Димеевке,  Куреневке,  Подоле,  Печерске,  станции  Киев  1-й).  Большую пропагандистскую  работу  проводили  драм.  кружки  и  т-ры  Красной АрмииБольшой 'и Малый т-ры политуправления Киевского военного округа.  В марте 1922 возник т-р "Берез?ль" во главе с  А.  Кур-басом  (с  1926-  в Харькове). Он привлек внимание общественности призывом к  борьбе  против рутины, штампов, косности. Однако теоретич. платформа и творч.  практика т-ра  оказались  противоречивыми,  деятельность  его   ограничивали формально-экспериментаторские  поиски.  15  ноября  1922  в  помещении Троицкого нар. дома открылся Укр. драл . т-р им. Заньковецкой  (ныне  во Львове) под рук. П. Саксаганского,  Б.  Романицкого,  О.  Корольчука,  8 ноября 1924- Гос. т-р для детей  (реж.  И.  Деева),  15  окт.  19  26  в помещении б. т-ра "Бергонье" - Рус. гос. т-р драмы (ныне  Т-р  им.  Леси Украинки). В 1926 в К. был переведен из Харькова один  из  лучших  т-ров республики  -  Укр.  драм.  т-р  им.  Франко.  Творч.  коллектив  т-ра, воспитанный на классич. репертуаре, развивавший реалистич. традиции нац. т-ра, стал активным участником строительства новой культуры. В 1926 в К. открылся Укр. гос. т-р оперы и балета, 29 мая 1926 - Музей театр. иск-ва УССР, 29 дек. 1951- Всеукр. т-р Красной Армии Киевского военного округа, в 1934 - Т-р муз. комедии. В 1934 на базе Муз.-драм. ин-та  им.  Лысенко основаны Гос. консерватория и Ин-т театр. иск-ва им. Карпенко-Карого.  В 1944 организованы Укр. театр. об-во, Ин-т искусствоведения, фольклора  и этнографии АН УССР, в к-ром имеются отделы театра и музыки. В годы Великой Отечественной войны (1941-45) творческие коллективы К. были эвакуированы в тыл и не прекращали работы. За годы Советской власти К.  стал  крупнейшим  культурным  центром.  Здесь  работают  художеств. коллективы, сыгравшие значительную роль в развитии театр. и  муз.  жизни Сов. Украины. В 1964 в К. работают: Т-р оперы  и  балета  им.  Шевченко, Укр. драм. т-р им. Франко, рус. драм. Т-р им. Леси Украинки,  Т-р  юного зрителя, Т-р муз. комедии, Кукольный т-р;  художеств.  коллективы:  Укр. нар.  хор,  Укр.  капелла  бандуристов,  Укр.  ансамбль  танца,  капелла "Думка",  Симфонич.  оркестр  УССР.  В  К.  находятся  Укр.  филармония, Укргосконцерт, Цирк. Имеется 5 нар. т-ров. Лит.:  ?стор?я  Киева,  т.  1-2,  Кив,  1959-60;  Николаев  Н.  И., Драматический театр в Киеве (1803-1893), Киев, 1898. Р. Б.