КИВИ
										КИВИ (Kivi), Алексис  (наст.  фам.-  Стенвалл,  Stenvall;  10.X.1834, Нурмиярви,- 31.XII. 1872,  Тусу-ла)  -  финский  писатель  и  драматург. Основоположник  финской  нац.  драматургии.  Род.  в  семье  сельского портного. Посещал лекции ун-та  в  Хельсинки,  к-рый  не  окончил  из-за материальных трудностей. Материальные заботы, травля офиц.  лит.  кругов постоянно преследовали К. и в 1870 привели  к  психич.  расстройству.  В дальнейшем почти все время жил в деревне. Умер в нищете. Впервые  выступил  как  проф.  драматург  с  ро-мантич.  трагедией "Куллерво" (первый вариант в 1860, второй - 1864), написанной по мотивам нар. эпоса "Калевала". В этой трагедии, положившей  начало  формированию нац.  фин.  драматургии,  К.  создал  образ  раба-мстителя  Куллерво, восстающего против социального угнетения  и  несправедливости.  Премьера трагедии состоялась 17 апр. 1882  в  Фин.  нац.  т-ре.  В  60-е  гг.  К. сблизился с движением за  освобождение  Финляндии  от  швед.  влияния  в области культуры, за полноправное развитие фин. языка.  Произв.  К.  тех лет  отражали  идеи  этого  движения.  Комедия  "Сельские  сапожники" ("Сапожники Нумми", 1875, Фин. нац. т-р,  Хельсинки)  -  одно  из  самых популярных произведений нац. драматургии. Построенная на острых сюжетных положениях, комедия показывает жизнь фин. деревни, ее быт и  нравы,  для характеристики  героев  драматург  пользуется  сочным  нар.  языком, добродушной шуткой. Герои пьесы  -  сапожник  Топиас,  его  упрямый,  но добрый сын Эско,  проворная  хозяюшка  Марта  -  подлинно  нар.  образы. Одноактная комедия "Помолвка" (1872, Финский т-р) перекликается по  теме с "Сельскими сапожниками".  В  комедии  показано  столкновение  сельских жителей с городом, с его разлагающей  бурж.  цивилизацией.  Сочувственно относясь к сельским труженикам, автор  понимает,  что  гнев  его  героев бессилен. Комедия отмечена  большим  мастерством  и  юмором,  многие  ее выражения стали  в  Финляндии  нарицательными.  Пьеса  "Леа"  (1869)  на библейский сюжет отличается реалистичностью  в  обрисовке  характеров  и поэтичностью. К. принадлежат также стихотворная драма "Беглецы" (1867),  одноактная пьеса "Ночь и день" (1866). Не законченные и  не  шедшие  при  жизни  К. пьесы "Пивной поход  в  Шлеузлингене"  (1866),  "Лео  и  Лийна"  (1867), "Канцио", "Проделки Селмы" (1869) и  "Мар-гарета"  (1871)  в  наст.  вр. ставятся на фин. сцене. В  своих  пьесах  К.  стремится  найти  решение  обществ.  проблем  в просвещении или религии. Пьесы К. сохраняются в репертуаре  совр.  т-ров  Финляндии,  переведены  на иностр. языки. Соч.: Valitut teokset, 1-2, [Hels.],  1877-78;  Kootut  teokset,  osa 1-4, [Hels.], 1915-19, 3 pain., 1926-1928; в pvc. пер,- Сговор,  в  кн.: Сборник финляндской литературы, П., 1917, с. 166-78; Сапожнигки Нумми, в кн. Финская драматургия XIX-XX вв., Л.- М., 1960, с. 29-135; Помолвка, там же, с. 135-154; Сапожники Нумми, М., 1957. Лит.: Tarkiainen V., Aleksis Kivi. Elama ja teokset, Porvoo, 1915,  3 pain., 1916; Lehtonen J. V., Aleksis Kivi  aikalaistensa  arvastelemana, Hels., 1931 ; Aleksis Kivien satavuotismuisto, Hels.,  1934  (статья  V. Laurila); Kupiainen U., Huumori suomalaisessa kirjallisuudessa, l  osa,  Hels., 1939; Mina elan. Aleksis Kivi ajan kuvastimessa, Hels., 1945;  Koskimies R., Elava kansalliskirjallisuus suomalaisen hengen  vaiheita  1860-1940, l-2 osa, Hels., 1944-46;  Elo  P.  E.,  Aleksis  Kiven  persoonallisuus, Por-vo - Hels., 1950; Koskenniemi V. A., Aleksis Kivi, 3 pain., Porvoo - Hels., [1954]; Финская драматургия XIX-XX веков, Л.-  М.,  1960  (Вступ. статья А. Мантере, с. 8-12). М. С.