КАТАРСИС
										КАТАРСИС (греч.  ?  -  очищение;  обычно  как  медицинский  или религиозный  термин)  -  в  терминологии  Аристотеля  "очистительное" воздействие определенных видов иск-ва. Давая определение  трагедии  (см. "Поэтика", гл. ?1,1449 в), Аристотель  замечает,  что  она  осуществляет "посредством  страха  и  сострадания  очищение  (катарсис)  подобных аффектов". О К., производимом нек-рыми муз.  произведениями,  Аристотель вскользь говорит в "Политике". Однако полного разъяснения понятия  К.  в сочинениях Аристотеля нет. Европейская  эстетич.  мысль  нового  времени неоднократно обращалась к выяснению подлинного смысла К. До сер.  19  в. преобладало моралистич. понимание К.  как  нравоучительного  воздействия трагедии.  На  эту  интерпретацию  понятия  К.  опирались  теоретики классицизма  (П.  Корнель)  и  Просвещения  (Э.  Лессинг),  стремившиеся придать т-ру воспитательное значение. С критикой  моралистич.  понимания К. выступил Гете. Однако его собственная теория, согласно к-рой К.  есть "гармоническое примирение страстей" в финале,  трагедии,  не  раскрывает учения Аристотеля. Новый этап в истории  вопроса  о  К.  был  открыт  Я. Бер-найсом. Согласно  его  "медицинской"  теории  (высказана  впервые  в 1857),  Аристотель  имел  в  виду  не  этическое,  а  психологическое ("психотерапическое") воздействие трагедии, к-рая искусственно усиливает в ду ше зрителя аффекты страха  и  сострадания  и  тем  приводит  его  к разрядке и облегчению.  Теория  Бернайса  служит  отправной  точкой  для большинства современных исследований. Однако имеются попытки возродить предшествующие точки зрения  (напр., возвращение  к  взглядам  Гете  у  Г.  Отте  и  Дж.  Элса,  1957).  Ряд исследователей стремится сочетать в раскрытии этого понятия  психологич. и этич. аспекты (Э. Целлер, А. Ростаньи). Понятие К. в системе  эстетич. идей Аристотеля еще не выяснено. Споры вызывает вопрос об отношении  К., к-рый является, очевидно, актом эмоциональным, к познавательной  функции иск-ва. В рус. и сов. науке вклад в изучение вопроса о К. внесли  Н.  И. Новосадский, Б. В. Варнеке, А. А. Грушка и др. Соч. А р и с т о т e л я: La poetica di Aristoteie. Con introduzione, commento e appendice critica di A. Rostagni, Torino, 1928; то же 1945; в рус. пер.-Об искусстве поэзии, греч. тексте пер. и  объяснениями  В.  Г. Аппельрота, М., 1893; то же, пер. В. Г. Аппельрота, со  статьями  А.  С. Ахманова и Ф. А. Петровского, под ред. Ф. А. Петровского, М." 1957; Поэтика, пер." введение и  примеч.  Н.  И.  Новосадского,  Л."  1927; Политика, пер. с греч. С. А. Жебелева, СПБ, 1911. Лит.: Р а д ц и г С. И., История древнегреческой литературы, 2  изд., М., 1959; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд.. Л., 1957; Новосадский Н. И., Введение к переводу "Поэтики" Аристотеля, Л., 1927; В e  а у s J.,Zwei Abhandlungen uber Aristotelische Theorie  des  Drama, B., 1880; Butcher S. H., Aristotle*s theory of poetry and fine  art.  N. Y., 1955; Else G. F., Aristotle*s poetics: the argument, Cambr. (Mass.), 1957. С. А.