КАРУЗО
										КАРУЗО  (Caruso),  Энрико  (27.II.1873,  Неаполь,-  2.VIII.1921,  там же)-итальянский  артист  оперы  (ли-рико-драматический  тенор).  Сын механика. В детстве пел в местной церкви под рук. падре Дж.  Брондзетти, затем - А.  Фазанаро.  В  1883  поступил  работать  на  литейный  завод, продолжая заниматься пением у Брондзетти и выступать в  церкви.  В  1887 принял участие в  представлении  муз.  фарса  "Разбойники  в  саду  дона Раффаэле" Кампанелли и Фазанаро. С 1891 обучался пению у Г. Вер джине. В 1894 получил приглашение выступить на сцене т-ра "Нуово" в  опере  "Друг Франческо" местного композитора Морелли. Вскоре был  приглашен  на  один сезон в г. Казерту, где выступил  в  партии  Туридду  ("Сельская  честь" Масканьи). В 1895 пел в неаполитанском т-ре "Беллини" и в Каире. В том  же  году выступил в партии Тибальда в опере "Капулетти и Монтекки" Беллини вместе с певицами А. Франко и Э. Карелли (т-р "Меркаданте",  Неаполь).  В  1896 пел в Неаполе, Казерте,Салерно,Трапани, Марсале (проходил  партии  с  В. Ломбарди): Альфред, Хозе, Канио; Артур Тальбот ("Пуритане"  Беллини).  В 1897 с успехом выступил в Ливорно в "Богеме" (Рудольф) и в  Милане  (т-р "Лирике") в "Наваррьянке" Массне и "Арлезианке"  Чилеа  (Федерико)  (1-я пост.). В 1898 в Генуе пел партию Надира  ("Искатели  жемчуга"  Визе)  и участвовал вместе с Дж. Беллинчони в первом представлении оперы "Федора" Джордано  (Лорис)  в  т-ре  "Лирике".  В  конце  того  же  года  впервые гастролировал за границей - с  большим  успехом  выступал  в  Петербурге ("Травиата", "Богема", "Паяцы"; "Мария ди  Роган"  Доницетти,  "Сельская честь" Масканьи). В 1899 пел в Буэнос-Айресе, затем  в  т-ре  "Костанци" (Рим). В 1900 снова гастролировал  в  России  (Петербург,  Москва),  где впервые исполнил партии  Радаме-са  и  Ричарда  ("Аида",  "Бал-маскарад" Верди).  Затем  выступал  в  Буэнос-Айресе  и  Монтевидео  в  партиях Каварадосси  ("Тоска")  и  Де  Грие  ("Манон"  Массне).  В  конце  1900 дебютировал на сцене т-ра "Ла Скала" (Милан) в "Богеме" (с  участием  Э. Карелли, дирижер  А.  Тосканини),  в  1901  пел  там  в  операх  "Маски" Масканьи, "Любовный напиток" Доницетти (Немори-но), "Мефистофель"  Бойто (Фауст, с Ф. Шаляпиным в  заглавной  партии).  В  1902  гастролировал  в Монте-Карло и Лондоне, в 1903- в  Лисабоне,  Монтевидео,  Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро. В том же году впервые выступил в Нью-Йорке на сцене т-ра "Метрополитен-опера" в партии Герцога ("Риголетто"). В последующие годы, оставаясь солистом "Метрополитен-опера", гастролировал в городах Сев.  и Юж. Америки,  Европы  (Париж,  Лондон,  Прага,  Берлин,  Дрезден,  Вена, Будапешт, Лейпциг, Гамбург, Брюссель, Монте-Карло и др.).  В  репертуаре К. появляются новые партии: Пинкертон, Джонсон ("Чио-Чио-сан",  "Девушка с Запада"  Пуччини),  Альваро  ("Сила  судьбы"  Верди),  Элеазар  ("Дочь кардинала" Галеви), Эльвино  ("Сомнамбула"  Беллини),  Лионель  ("Марта" Флотова), Вас-ко да Гама ("Африканка"  Мейербера),  Ринальдо  ("Ар-мида" Глюка) и др. Последние спектакли с участием  К.  прошли  на  сцене  т-ра "Метрополитен-опера" в декабре 1920. Иск-во К. отличалось высокой гармоничностью. Один из самых выдающихся представителей итал. бель канто, К. обладал  исключительным  по  красоте голосом, виртуозным вок. мастерством. Сила и страстность пения позволяли ему исполнять партии драматич. тенора. В первый период своего творчества К. исполнял гл. обр. лирич. и лирико-драматич. партии: Немори-но, Эдгар, Фердинанд  ("Любовный  напиток",  "Фаворитка",  "Лючия  ди  Ламмермур" Доницетти), Фауст (о. п. Гуно, "Мефистофель"  Бойто),  Надир  ("Искатели жемчуга" Визе),  Рудольф;  Осака  ("Ирис"  Масканьи),  Энцо  ("Джоконда" Понкьелли), Хозе, Альфред; Рауль  ("Гугеноты"),  Федерико  ("Арлезианка" Чилеа). Во второй период сценич. деятельности певцу особенно близки были драматич. партии, в к-рых полно проявился  его  арти-стич.  темперамент: Манрико, Альваро ("Трубадур",  "Сила  судьбы"  Верди),  Канио,  Радамес; Андре Шенье (о. п. Джордано), Элеазар ("Дочь кардинала" Галеви). Глубоко и сильно выражая человеческие страсти, создавая драматически насыщенные, трагедийные образы, К. достигал высокой выразительности, остроты рисунка роли.  Пение  его,  лишенное  аффектации  переживаний,  поражало  мощной эмоциональностью. Соч.: Как нужно петь, "Театральная газета", М., 1914, ј 16-18. Лит.:  Львов  М.,  Э.  Карузо.  Выдающиеся  исполнители  прошлого, "Советская музыка", 1955, ј 1, с. 98-100; К e у Р. V. R., Z i г a t о В., E. Caruso.  A  biography,  L.,  1922; Gara E., Caruso, Milano. 1947. Св. Г.