КАРАГИОЗИС
										КАРАГИОЗИС (?) - персонаж  греческого  теневого  театра,  а также название кукольного теневого театра. К. сформировался в результате ассимиляции и  эллинизации  тур.  т-ра  Карагез  в  сер.  19  в.  Первым известным греч. кукловодом т-ра К. был Я. Брахалис, выступивший  в  50-е гг. 19 в. Главная заслуга в реформе К. и в превращении его в греч.  нар. теневой т-р принадлежит актеру Мимаросу  (псевд.  Д.  Сардуниса),  к-рый выступил в 90-е гг. 19  в.  Дальнейшую  реформу  и  творч.  развитие  К. совершили кукловоды А. Моллас и С.  Спафарис,  в  иск-ве  к-рых  т-р  К. достигает наибольшего расцвета. Для сюжетов спектаклей К. использовались эпизода? древней и  новой  греч.  истории,  мифы,  легедды  и  фнтастич. .приключения, в к-рых выступали  постоянные  традиционные  персонажи  К. (Хадзиаватис  и  др.)  и  историч.  и  легендарные  лица  (Александр Македонский, герои войны 1821,  и  др.);  комич.  эпизоды  переплетаются здесь с историко-героич. и патриотич. мотивами.  Постепенно  в  т-ре  К. господствующими стали элементы, отражающие быт, нравы,  порой  отдельные политич.  явления  совр.  жизни  Греции.  Наряду  с  условными  фигурами представителей властей - тур. визири, паши, бей, грубый и трусливый тур. жандарм, на полотне появились персонажи представителей  разных  областей страны  с  типизированными  чертами  характера,  говорящие  на  местных наречиях,- Ниониос, Барба-Гиоргос и др.;  большое  место  заняли  пьесы, изображающие приключения К. в условиях гор. быта; "К.-врач",  "К.-булочник",  "Женитьба  К."  и  т.  п.  Неисчерпаемое остроумие, изобретательность в проделках  сделали  К.  воплощением  нар. ума, сатирич. духа, побеждающего оружием смеха все жизненные невзгоды. К мотивам и персонажам т-ра К. обращается совр. греч. драматург В.  Ротас, к-рый написал серию остросатирич. пьес о совр. политич. жизни Греции. В  40-50-е  гг.,  в  результате  изменения  эстетич.   вкусов, распространения кинематографа и др. зрелищ, т-р К. в  Греции  переживает упадок. Лит.: L. R о u s s e l, ou  "Karagheuz,ou  Un  theatre  d'ombri  s  a Athenes", t. I, Athenes, 1921; C a i m i G., Karaghiozi  ou  la  Comedie grecque dans l'ame du theatre d'ombres,  Athenes,  1935;  ?,?  ?., ? ? "? ? ? "? ?, I960. Д. С[ Д  ЖАЛЕ  (Caragiale),  Ион  Лука  [30.1.1852   Хаиманале (Плоешти),-З.У1.1912, Берлин] -румынский писатель и драматург.  Один  из основоположников рум. критич. реализма. К. вырос в актерской среде.  Его дяди - Костаке и Йоргу  -  были  известными  актерами  1-й  пол.  19  в. Начальную школу и гимназию К. окончил в  Плоешти,  мечтая  в  дальнейшем следовать семейной традиции и заняться т-ром и лит-рой. В течение 2  лет посещал курсы декламации и мимики в Бухаресте. Лит. деятельность начал в 1874 как журналист. Вскоре  появляются  его  первые  театр.  рецензии  и статьи о состоянии рум. т-ра.  Первая  пьеса  К.  -  двухактная  комедия "Бурная ночь" - пост. на сцене Нац. т-ра в Бухаресте в янв. 1879. В этой комедии К. показано разложение бурж. семьи,  лицемерие  бурж.  общества. Увидев в комедии острую социальную сатиру, дирекция т-ра без согласия К. внесла ряд изменений в текст пьесы. Возмущенный К. взял  пьесу  обратно. Драматурга обвинили  в  "безнравственности  и  отсутствии  патриотизма". Началась компания клеветы  и  травли  писателя.  Следующая  пьеса  К.  - 1-актный фарс "Господин Леонида перед лицом реакции" (1879)  разоблачает политич. несостоятельность мелкой буржуазии, ее лицемерный либерализм. В 1884 К. завершил свою знаменитую социально-политич. трилогию,  создавшую ему  славу  мастера  комедийного  жанра.  В  лучшей  из  своих  комедий "Потерянное письмо" (1884,  Нац.  т-р)  он  разоблачает  бурж.-помещичий строй,  систему  бурж.  парламентаризма,  безнравственность  обществ,  и частной жизни представителей господствующих классов.  Имена  действующих лиц  пьесы  стали  своеобразными  символами  политич.  жизни  Румынии. Появление  "Потерянного  письма"  на  сцене  Нац.  т-ра  вызвало  поток обвинений и  клеветы  со  стороны  реакции.  Та  же  участь  постигла  и следующую комедию К. "Во  время  карнавала"  (1885),  в  к-рой  писатель высмеивал  мещанский  мир  мелких  чиновников,  стремящихся  подражать "высшему обществу". Последняя пьеса К.- драма "Напасть" (1890, Нац. т-р). Здесь на смену сарказму приходит теплота, гротеск уступает место драматизму.  "Напасть"  -  пси-хологич.  драма,  тонко  передающая душевные переживания, внутр. мир людей из народа. Бурж. критики обвиняли К. в клевете на нацию и в 1904  он  в  результате  травли  был  вынужден покинуть  родину.  К.  поселился  в  Берлине,  не  порывая,  однако,  с прогрессивными кругами румынской  общественности  и  откликаясь  на  все события политической жизни своего народа. Творчество  К.  имело  большое  влияние  на  развитие  рум.  т-ра  и драматургии. Мастерство композиции  диалога  ставит  комедии  К.  в  ряд лучших образцов мировой классич. драматургии. К. использует  язык  своих героев  как  средство  характеристики  и  типизации  образов.  Множество выражений и реплик из его произв.  вошло  в  обиходную  речь.  В  первых театр. рецензиях, и особенно в цикле статей, посвященных состоянию  рум. т-ра,  К.  резко  выступает  против  попыток  господствующей  верхушки превратить т-р в "барскую игрушку", определяет роль и значение лит-ры  и иск-ва  как  зеркал  окружающей  жизни,  ставит  вопрос  об  улучшении организации театр. дела, с беспокойством говорит об  упадке  нац.  т-ра. Свои взгляды на т-р и сценич. иск-во К. стремился воплотить  в  жизнь  в период руководства Нац. т-ром (1888-89). Он  включал  в  репертуар  т-ра произв. зарубежной классич. драматургии, активизировал роль режиссера  в т-ре, выдвигал молодежь. Его деятельность способствовала  утверждению  в Нац.  т-ре  реалистич.  направления.  На  драматургии  К.  воспитывались крупнейшие  рум.  актеры:  А.  Романеску,  К.  Ноттара,  Ш.  Юлиана,  М. Чукуреску, П. Густи и др. В условиях нар.-демократич. строя драматургия К. обрела новую сценич. жизнь. В 1948 в Нац. т-ре было пост. "Потерянное письмо", затем  "Бурная ночь" (1949), "Во время карнавала" (1950), "Господин Леониде перед лицом реакции" (1952). Эти комедии были пост. режиссером С.  Александреску.  В 1959 в репертуаре Нац. т-ра была драма "Напасть". Пьесы К.  ставятся  во многих зарубежных т-рах. В  1952  "Потерянное  письмо"  было  поставлено Московским театром Сатиры. К. посмертно было присвоено звание академика. С о ч.: Opere, v. 1-3, [Вис.], 1952;  в  рус.  пер.-  Избранное,  М., 1953. Лит.: losifescu S., Caragiale, [Вис.], 1952;  А  1-terescu  S.,Tornea Р., Teatrul National "I. L. Ca-ragiale", [Вис.], 1955. Я. Р.