АНСАМБЛЬ
										АНСАМБЛЬ  (франц.  ensemble,  букв.   -   единство,   созвучие, согласованность)  -  1)  В  театральном  искусстве  -  стройность  и согласованность  игры  актеров.  А.  служит  раскрытию  замысла  сценич. произведения,  осуществлению  стилевого  единства  спектакля.  В  А. проявляется особая природа театр. действия как иск-ва  синтетического  и коллективного. Наличие  в  спектакле  А.  определяется  умением  каждого актера сочетать свой замысел и сценич. задачи с  задачами  др.  актеров, добиться  гармоничности,  согласованности  исполнения,  поддерживать  на сцене общий тон, ритм и настроение. А. возникает в результате длительной работы  актеров  в  одном  коллективе  или  принадлежности  их  к  одной художеств. школе. Напр., исключительным по А. ("концертным") исполнением мн. спектаклей славился франц.  т-р  "Комеди  Франсез",  в  России-моек. Малый т-р, позднее-МХТ. Понятие А. претерпело значит, изменения в процессе историч.  развития т-ра. В 16 в. в игал. комедии делъ арте принцип  свободной  импровизации актеров  поддерживался  органич.  взаимосвязью  партнеров,  породившей принцип творчески согласованной игры. В  период  господства  классицизма (17 в.), с его строгой регламентацией поведения актера на сцене, А.  был призван подчеркнуть главенствующее положение  героев,  четко  ограничить сферу действия второстепенных лиц и создать единый общий фон в  массовых сценах. Требование внутренней  психоло-гич.  связи  между  исполнителями выдвигал  в  своих  теоретич.  работах  Д.  Дидро.  Борьбу  с  актерским индивидуализмом вел в 18  в.  англ.  актер  и  реж.  Д.  Гар-рик,  также добивавшийся постоянной связи актера со своими  партнерами.  В  немецком т-ре 18 - нач. 19 вв. принцип  А.  утверждал  К.  Экгоф.  Единомышленник Лессинга, руководитель Гамбургского  национального  т-ра  Ф.  Л.  Шредер требовал соответствия трактовки каждой  роли  общему  смыслу  драматич.. произведения. Проблему А. разрабатывали А. В. Иф-фланд (Германия)  и  Г. Лаубе (Австрия). Значит, развитие  принцип  А.  получил  в  режиссерской деятельности И. В. Гете, стремившегося не только  к  согласованной  игре актеров, но и к гармоничному  сочетанию  всех  изобразительно-живописных средств т-ра. Становление реализма и возросшее в связи с  этим  значение  режиссера (см. Искусство режиссера) как интерпретатора  и  организатора  спектакля углубили и расширили возможности А. Стали различать внешний А.-  слияние воедино всех компонентов спектакля (декорации, цвет, свет, звук, рисунок мизансцен,  ритм  и  др.),  и  внутренний  А.-  общий  идейный  замысел, определяющий трактовку характеров, взаимодействие игры всех актеров. Уже в конце 19 в. требование А. стало необходимым условием сценич.  реализма и легло в основу работы режиссера со всеми участниками спектакля, вплоть до исполнителей массовых сцен. Большое внимание уделялось А. в  практике нем. Mейнин венского театра. Руководитель т-ра- реж. Л. Кронек-стремился найти особый постановочный стиль для каждой пьесы, добивался слаженности всех элементов спектакля, заботился об А.  в  массовых  сценах,  поручая эпизо-дич. роли  известным  акторам.  Естественности  и  согласованности игры, внутреннего А. требовали представители натуралистич. направления в т-ре - франц. режиссер А. Антуан и нем. режиссер О. Брам. В  России  проблему  А.   как   основы   формирования   труппы актеров-единомышленников выдвигал еще Ф.  Г.  Волков.  Большое  внимание уделял ансамблю М. С. Щепкин, заботившийся  о  "внутренней  гармонии"  и согласованной  игре  исполнителей.  В.  Г.  Белинский  теоретически обосновывал необходимость А., идейной и художественной общности актеров. А. Н. Островский  мечтал  о  высокой  культуре  А.  актеров  реалистич., подлинно нар. т-ра (статьи и записки).  К  созданию  А.  стремились  мн. крупные актеры - Г. Н. Федотова, В. Н. Давыдов, А. И. Южин и др.  А.  П. Ленский в Новом  т-ре,  осуществляя  реформу  сценич.  иск-ва,  требовал усиления репетиционной  работы,  добивался  стройного  А.  исполнителей. Решающее значение приобрел А.  в  творч.  жизни  МХТ.  Являясь  существ, особенностью школы МХТ, А. достиг в творческой практике т-ра  наибольшей полноты и  совершенства.  Руководители  т-ра  К.С.Станиславский  и  В.И. Немирович-Данченко создавали сложную партитуру спектакля, объединявшую в целостный А. все его разнообразные компоненты. В спектаклях МХТ  впервые были гармонично  слиты  воедино  элементы  внешнего  и  внутреннего  А., помогавшего  раскрыть  тончайшие  особенности  стиля  автора,  передать эмоциональную и социально-бытовую атмосферу, воссоздать эпоху. Идейное и психо-логич. содержание каждой роли неразрывно связано в спектаклях  МХТ с общим замыслом постановки. В  сов.  т-ре,  где  каждый  театр.  коллектив  объединяет  актеров, режиссеров,  художников,  воспитанных  согласно  принципам  и  традициям данного т-ра (МХАТ, Малый т-р, Т-р им.  Вахтангова  и  др.),  выражающих своеобразие нац. искусства (т-ры Грузии, Армении, Украины,  Узбекистана, Латвии,  Эстонии  и  др.  республик),  принцип  А.  становится  основой творческой практики.  Система  Станиславского,  принятая  в  большинстве театр.  коллективов  (см.  Станиславского  система)  включает  понятия общения, взаимодействия и внутр. связи  актеров  в  круг  осн.  вопросов сценич. мастерства. Замочат, по своему А. спектакли были созданы  К.  С. Станиславским  и  В.  И.  Немировичем-Данченко,  режиссерами  Е.  Б. Вахтанговым, К. А. Марджанишвили (Марджано-вым), В. М. Аджемяном, Л.  С. Вивьеном, Ю. А. Завадским, М. Н. Кедровым, М. М.  Крушельницким.  А.  Д. Поповым, Р. Н. Симоновым, Э. Я. Смилги-сом и мн. др. А. Ц. 2) В музыке -  а)  совместное  исполнение  муз.  произв.  несколькими участниками; б) муз. произведение для небольшого состава исполнителей  - инструменталистов или вокалистов; принадлежит к области камерной  музыки (инструментальной или вокальной). А, входят  в  состав  опер,  ораторий, кантат. Оперные А. играют важную роль в драма-тургич. развитии действия. В зависимости от количества исполнителей различают  следующие  ансамбли: дуэт (2 участника), трио, или терцет  (3),  квартет  (4),  квинтет  (5), секстет (6), септет (7), октет (8), нонет (9), децимет (10) и т. д.;  в) хоровые или оркестровые коллективы уменьшенного состава или объединенные группы хора, оркестра и балета (см. Ансамбли песни и пляски).