КАМЮ
										КАМЮ  (Camus),  Альбер  (7.XI.1913-4.1.1960)-  французский  писатель, драматург, актер и режиссер. Род. и рос в рабочей семье в Алжире. В 1935 организовал самодеят. "Т-р труда" (г. Алжир), где  пост.  спектакль  "На дне"; драму о героич. борьбе шахтеров Овьедо  -  "Восстание  в  Астурии" (1936), в коллективном  создании  к-рой  принимал  участие  (пост.  была запрещена  франц.  властями  в  Алжире).  В  1936  работал  в  т-ре "Радио-Алжир",  выступавшем  в  городах  и  селах;  играл  роль  Валера ("Скупой"). В 1936-39 возглавлял "Т-р де л'Экип" (Алжир), состоявший  из рабочей и студенческой молодежи. Пост. здесь спектакли: "Прикованный Прометей" Эсхила,  "Молчаливая  женщина"  Бена  Джонсона (выступил в роли  Делеспри),  "Дон  Жуан"  ("Каменный  гость")  Пушкина, "Братья  Карамазовы"  по  Достоевскому  (играл  роль  Ивана),  "Пароход "Тинэсити"" Вильдрака и  др.  С  1939  'жил  во  Франции.  Творчество  и убеждения К. исполнены противоречий. В 1939 он выступал против нищеты  и угнетения крестьян Кабилии, а в 1959- как сторонник вступления Алжира во франц. Сообщество. В годы 2-й мировой  войны  стал  активным  участником движения Сопротивления и в это же время написал эссе "Миф  о  Сизифе"  - манифест экзистенциализма, проникнутый  неверием  в  историч.  прогресс. Драматургия К. отличается  пессимистич.  направленностью,  мотивы  этич. бунта, протеста против разл. форм тирании, проявлений эгоизма сочетаются в ней с проповедью скепсиса, утверждением бессмысленности бытия. В драме "Недоразумение" (1944, т-р "Матю-рен", Париж, в роли Марты - М. Казарес) о блудном сыне, убитом "по недоразумению" матерью и  пестрой,  воссоздан мир безграничной жестокости, где человек одинок и бессилен перед роковой неотвратимостью жизни. Обличит, звучание пьесы заглушается  пессимистич. мотивировкой поступков героев. Драма  "Калигула"  (1938,  т-р  "Эберто", Париж, 1945, в гл. роли Ж. Филип) развенчивает озверевшего диктатора.  В аллегорич. трагедии "Осада" (1948, труппа М. Рено-Ж.  Л.  Барро,  Париж) проводится аналогия между  гротескными  образами  Чумы,  окружающего  ее персонала Смерти и фашистской диктатурой. К. написал пьесу  "Праведники" (1949, т-р "Эберто", в роли Дулебовой - М. Казарес) о  рус.  террористах нач. 20 в. Герои пьес  "Осада"  и  "Праведники"  -  одинокие,  мятущиеся бунтари-анархисты, презирающие "людское стадо",  одержимые  лихорадочной страстью  созидать  либо  сокрушать.  Для  драм   К.   характерны символико-аллегорич.  язык,  рационали-стич.  "призрачность"  образов, трагич. ощущение фан-тасмагоричности бытия  и  неизбежности  смерти.  К. инсценировал и пост. романы "Реквием в честь монахини"  Фолкнера  (1956, т-р "Матюрен"), "Бесы" Достоевского (1959). Нобелевская пр. (1957). Соч.: Le malentendu, suivi de Calcula, P., 1944; 86  ed.,  P.,  1958; L'Etat de siege. P., 1948; Les justes, 48 ed., P., 1950. Лит.: В г i s v о 1 1 e J. С., Camus, P., 1959, с. 277-89; Vilar J., Camus regisseur, "La nouvelle revue francaise", 1960, ј  7; В а г г a u 1 t J. I.., Sur "L'Etat de siege", "La Table  ronde",  1960, J\o l'i6; С г epi n S., Albert Camus.  Essai  de  bibliographie,  Brux., 1960. В. Бал.