КАМЕРНЫЙ ТЕАТР
										КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (Государственный Московский Камерный театр) -  русский советский театр. Открылся 12 дек. 1914 спектаклем "Са-кунтала" Калидасы. Основатель и руководитель А. Я. Таиров;  им  пост.  все  осн.  спектакли т-ра. Объявляя войну мещанству, К. т. противопоставлял  свою  творческую программу как натуралистич., так и условно-эстетич. т-ру,  связанному  с символизмом. Однако в своей практике К. т. оказывался замкнутым в  узких пределах исканий "чистой театральности", характерных  для  модернистских течений  в  иск-ве  предреволюц.  лет.  Это  сказалось  в  постановке эстетизированной  мистерии   "Сакунтала",   изысканных   пантомимных представлениях - "Духов день  в  Толедо"  Кузмина  (1915)  и  "Покрывало Пьеретты" Шницлера  (1916),  прихотливой  стилизации  античного  мифа  - "Фамира  Кифаред"  Анненского  (1916),  в  спектакле  "Саломея"  Уайльда (1917). Борьба т-ра  "...против  мещанства  в  жизни,  -  писал  позднее Таиров,-  сузилась  до  борьбы  против  мещанства  лишь  на  театре... Сценическую  площадку  мы  стали  рассматривать  как  "мир  в  себе"... Кризис... вероятно, затянулся бы надолго, а быть может, и  привел  бы  к катастрофе, если бы не Великая Октябрьская  социадиетическая  революция. Революция вызвала гигантскую переоценку всех  ценностей"  ("По-новому  о новом", в сб.: "Советский театр и современность", 1947,  с.  154-  155). Процесс перестройки т-ра протекал медленно, в  творческом  опыте  К.  т. постепенно  формировалось  то  новое,  что  сближало  т-р  с  революц. действительностью. Впервые годы после революции К. т. продолжал считать, что сценич. эмоция "...должна брать своисокине из подлинной жизни...,  а из сотворенной жизни того  сценического  образа,  который  из  волшебной страны фантазии вызывает актер к его творческому бытию" (Таиров  А.  Я., Записки режиссера,  [М.],  1921,  с.  75).  Это  определило  и  характер репертуара т-ра, далекого от современности, и  его  сценич.  воплощение, основанное на поисках особых  "чистых"  театр.  эмоций.  Из  спектаклей, пост. т-ром в  1917-20  ("Король-Арлекин"  Лотара,  "Ящик  с  игрушками" пантомима Дебюсси, "Обмен" и "Благовещение" Клоделя, "Адриенна Лекуврер" Скриба и  Легуве,  "Принцесса  Брамбилла"  по  Гофману  и  др.),  только спектакль "Адриенна Лекуврер" (1919), в к-ром А.  Г.  Коонен  создала  проникнутый  правдой  живого  чувства лирико-трагедийный образ Адриенны, надолго сохранился в репертуаре т-ра. Художеств. программа К. т. с  момента  его  основания*  была  программой син-тетич. т-ра. В его репертуаре героика высокой трагедии сочеталась  с буффонадой в обозрениях и опереттах.  А.  В.  Луначарский,  характеризуя путь развития К. т.,  говорил,  что  этот  т-р  "...вероятно,  будет,  в отношении к  слагающемуся  быту,  гораздо  более  абстрактным,  но  зато абстракцию он будет наполнять живым, подлинным  сценическим  искусством" (сб. "Камерный театр",  1934,  с.  43).  Это  живое,  подлинное  сценич. иск-во, связанное  с  передачей  актером  (гл.  обр.  Коонен)  глубокого человеческого чувства, с наибольшей полнотой  проявилось  в  трагедийных спектаклях - "Федра"  (1921,  худ.  Веснин;  Федра  -  Коонен,  Тесей  - Эг-герт, Ипполит - Церетелли), "Косматая обезьяна", "Любовь под  вязами" (1926, Эбби - Коонен, Кабот - Фенин, Питер - Ценин) и "Негр"  Ю.  О'Нила (1929, худ. бр. В. и Г. Стенберг; Элла Доу-ней - Коонен, Джим  Гаррис  - Александров,  Микки  -  Чаплыгин).  В  пост.  пьес  О'Нила  намечалось конкретно-социальное   осмысление   темы,    осложненное,    однако, экспрессионистскими мотивами. Т. о.,  в  20-е  гг.  деятельность  К.  т. отличалась чрезвычайной пестротой и в  то  же  время  в  ней  проявилось стремление  к  преодолению  эстетич.  замкнутости.  В  спектаклях  т-ра футуристич. влияние причудливо переплеталось с гофмановской  фантастикой ("Синьор Формика" по Гофману, 1922, худ. Якулов) и эксцентрикой оперетты ("Жирофле-Жирофля", Лекока, 1922, худ. Якулов). Жанр спектакля-обозрения утверждается в постановке "Кукироль" Антокольского, Масса, Глобы и  Зака (1925). В дальнейшем приемы оперетты и обозрения соединяются в социально заостренном спектакле "Опера  нищих"  Брехта  и  Вей-ля  -  первый  опыт воплощения драматургии Брехта па сов. сцене (1930, худ. бр. Стенберг; Пнчем - Фенин, Полли - Назарова, Мак - Хмельницкий, Браун - Аркадии). Отвлеченность конструктивистских форм ("Человек, который был  Четвергом" но Честертону, 1923, худ. Веснин) теряет свою самоценность,  наполняется обличит, антибурж. смыслом в постановке "Машиналь" Тредуэлл (1933,  худ. Рындин; Эллен - Коонен, Джон - Ценин). Пост. произв. сов. драматургии на сцене К. т. вначале не были  удачны ("Наталия Тарпова" Семенова, 1929; "Линия огня" Никитина, 1931). Искания т-ра в  области  пост.  произв. сов.  драматургии  получили  блестящее  завершение   в   спектакле "Оптимистическая  трагедия"  (1933,  худ.  Рындин;  Комиссар-Коонен, Алексей-Жаров, Вожак - Ценин, Командир - Яниковский). Ро-мантич. героика пьесы  глубоко  и  последовательно  была  воплощена  в  спектакле, представлявшем  собой  яркий  пример  новаторского   переосмысления трагедийного жанра, насыщения его новым, революц.  содержанием.  Героич. мотивы,  родственные  духу  революц.  романтики  Вишневского,  вновь прозвучавшие в спектаклях "Алькасар" (1936) и  "Честь"  Мдивани  (1938), оказались сниженными в "Думе о Британке" Ю. Яновского (1937). Внутренней противоречивостью,  определявшейся  произвольным   сочетанием   лит. первоисточников, была отмечена театральная композиция "Египетские  ночи" (1934), состоявшая из фрагментов  одноим.  произв.  Пушкина,  "Цезаря  и Клеопатры" Шоу и "Антония и Клеопатры" Шекспира. В те же годы пост. один из лучших спектаклей- "Мадам Бовари"  (по  одноим.  роману  Флобера),  в к-ром на первый план была выдвинута тема гибели человека  в  чуждой  ему меркантильно-буржуазной среде (1940, худ. Коваленко и Кривошеий; Эмма  - Коонен). На творческой  жизни  К.  т.  тяжело  отразилась  несправедливо резкая  оценка,  к-рую  в  условиях  культа  личности  Сталина  вызвала осуществленная Таировым в 1936 постановка оперы-фарса на  муз.  Бородина "Богатыри" (либретто Д. Бедного, переработка одноим. либретто драматурга 19 в. В. А. Крылова). Недостатки спектакля были расценены как  выражение чуждых политич. тенденций, что было связано с характеристикой К. т.  как т-ра  "действительно  буржуазного",  данной  Сталиным  еще  в  1929. Подкрепляемая ссылкой лишь на неудачи К. т. ("Заговор равных"  Левидова, 1927, "Багровый остров"  Булгакова,  1928)  подобная  характеристика  по существу зачеркивала  путь,  пройденный  т-ром  в  сов.  годы,  искажала перспективу его развития. В 1938 была предпринята попытка слияния К.  т. с коллективом Реа-листич. т-ра, руководимого Н. П. Охлопковым. Однако  в силу  различия  творческих  принципов,  после  единственной  постановки, осуществленной на сцене К. т. ("Кочубей" Первенцева, 1938),  Охлопков  в 1939 вместе с группой актеров ушел из К. т. В годы Отечеств.  войны  т-р продолжил свои искания в области  создания  героико-романтич.  спектакля ["Небо Москвы" Мдивани, 1942; "Пока не остановится сердце" Паустовского, 1943 (Мартынова - Коонен); "У стен Ленинграда" Вс. Вишневского, 1944]  и в области спектакля-обозрения, включающего приемы оперетты ("Раскинулось море  широкое  Вишневского,  Крона  и  Азарова,  1943).  Своеобразное толкование получили на сцене К. т. "Чайка", пост.  "в  сукнах"  в  стиле спектакля-концерта  (1940,  реж.Таиров  и  Л.  Лукьянов),  и  "Без  вины виноватые" (1944), раскрывавшие тему трагедии художника в бурж. обществе (в ролях Нины Заречной и Отрадиной-Кручининой - Коонен).  Стремлением  к углублению иск-ва, более тесному сближению с современностью,  тонкому  и разностороннему раскрытию психологич. сущности  образа  отмечены  лучшие послевоен. спектакли  т-ра:  "Верные  сердца"  Берггольц  и  Макагоненко (1945, сценич. композиция Таирова, реж.-постановщик Н. Сухоцкая), "Жизнь в цитадели" Якобсона (1947), "Ветер с юга" Грина (1948, реж. Таиров и Л. Лукьянов). Гуманизмом  были  проникнуты  спектакли  К.  т.  "Он  пришел" Пристли (1945) и в особенности "Старик" Горького (1946, в ролях  Гуля  и Старика - П. Гайде-буров; реж. обоих спектаклей Таиров  и  Лукьянов).  В 1950 К. т. был закрыт; труппа т-ра в значит. своей части вошла во  вновь организованный Т-р им. Пушкина. Лит.: Луначарский А. В., О театре  и  драматургии,  т.  1,  М.,  1958 (статьи: "Из московских впечатлений", ""Федра" в  Камерном  театре",  "К десятилетию Камерного театра", ""Косматая обезьяна" в Камерном  театре", "Из  театральных  исканий",  "О  театральной  критике"  -  раздел Дореволюционные театры  футуристическою  уклона):  Марков  П.,  Новейшие театральные течения, М., 1924, с. 37-39; А п у ш  к  и  н  Я.,  Камерный театр. М.-Л., 1927; Камерный театр. Статьи, заметки,  воспоминания,  М., 19341 Державин  К.,  Книга  о  Камерном  театре.  1914-1934,  Л.,  1934? Камерный  театр  его  художники.  1914-1934,  М.,  134;  Очерки  историй русского советского драматического театра, т. 2-3,  M.,  1960-61  (главы "Московские театры"). J. Рос.