КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА
										КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА (Calderon  de  la  Barca),  Педро  Энао  де  ла Барреда-и-Р и а н ь о (Henao de la Barreda y Riano) (17.1.1600, Мадрид, - 25.  V/1681,  там  же)-испанский  драматург.  С  именем  К. связано  одно  из  высших  достижений  мировой  театральной  культуры  - испанская нац. драм. школа 17 в. Если творчество Лопе де Вега  знаменует начало исп. драм. школы, то творчество К.  завершает  ее.  В  театре  К. сконцентрированы все противоречия этой школы, все ее  слабые  и  сильные стороны. Трагическую антитезу жизни и идеала К. исповедовал  в  парадоксальной философской формуле "жизнь есть сон". Оттого (по справедливому замечанию одного ученого) "сцены кальдероновских пьес постоянно  колеблются  между мадоннами Мурильо и шутами Веласкеса". Вслед за Дон Кихотом К.  толковал жизнь как пышную сцену, как "великий театр мира" и вслед за Санчо  Панса уподоблял ее простой шахматной доске, с которой сгребают пешки и фигуры, едва они выполнили свое назначение. Отсюда еще одно характерное  для  К. положение - тождества "гроба и колыбели", "смерти и бессмертия". К.  жил  в  эпоху,  когда  исп.  земля  была  терзаема  острыми противоречиями, когда золото из заморских владений  притекало  рекой,  а народ жил в нищете, когда централизация, казалось, достигла предела, а в стране царило беззаконие, когда церковь радела о спасении душ и  тут  же губила живых людей "своим угнетающим  преобладанием  над  всеми  другими элементами государственной жизни" (В. Белинский). К. род. в семье секретаря королевского казначейства Диего Кальдерона, принадлежавшего к старому, но обедневшему дворянскому роду.  Восьми  лет К. был отдан в иезуитский колледж. Оттуда перешел в университет  Алькала де Энарес, а затем в Саламанкский университет, где .изучал гражданское и канонич.  право,  готовя  себя  к  духовной  карьере.  После  окончания университета К. жил в Мадриде (1619-23), ведя рассеянную светскую жизнь. К этому времени относятся первые лит.  опыты.  В  1625  он  окончательно посвятил себя  т-ру.  В  1636  вышла  "Первая  часть"  его  комедий.  К. почитался бесспорным преемником Лопе де Вега. Лит. труды не мешали и светской карьере.  В  1637  К.  посвящается  в рыцари ордена Сантьяго. В 1638 принимает участие в войне с Францией, а в 1640 - в походе против Каталонии. 40-е гг.  ознаменованы  рядом  горьких потрясений, обществ, и личных - упадок страны, гонение  на  т-р,  смерть близких людей. В  1651  К.  принимает  священнич.  сан,  но  по-прежнему сохраняет связь с двором. В 1665 после смерти своего покровителя Филиппа IV К. целиком отдается духовной карьере и пишет религиозные пьесы,  лишь изредка обращаясь к пьесам светского  содержания.  Умер  К.  в  Мадриде, окруженный всеобщим признанием. За год до смерти К. по просьбе герцога  де  Верагуа  составил  список своих пьес. В него вошло 111 комедий и 70 ауто. Он послужил основой  для первого посмертного, т. н. "полного"  собрания  его  пьес,  изданного  в 1682-91. С тех пор список этот продолжает  пополняться.  Существует  ок. 120 комедий, 78 ауто и 20 пьес более  мелких  жанров,  принадлежащих  К. Нек-рые произведения (в  т.  ч.  трактат  "Апология  комедии")  известны только по названиям (т. о., до нас дошло ок. 220 пьес К.). Драматургии, наследие К.  можно  разделить  на  4  условных  периода. Примерно до середины 20-х  гг.,  когда  К.  находится  еще  под  сильным воздействием тем и стилистики Лопе  де  Вега,-  комедии  "Игра  любви  и случая" (1625), "Осада Бреды" (1625); период с середины  20-х  до  конца 30-х  гг.,  к-рый  характеризуется  стремлением  к  широким  философским обобщениям, постановке серьезных социальных  и  морально-этич.  проблем, одновременной разработке нескольких  тем  в  одной  и  той  же  пьесе  - "Стойкий принц" (1628-29), "Жизнь есть сон" (1632-35), "Сам у  себя  под стражей"  (1636)  и  др.  Следующий  период  может  быть  назван "аналитическим". Не теряя общественной значимости, творчество К. в  этот период    характеризуется     стремлением     к     углубленному анализу,концентрированной разработке  тем,  раскрытию  ведущей  черты  в характере героев - "Врач своей  чести"  (1637),  "Саламейский  алькальд" [1642(?)]. В последний, четвертый период  "мелодраматических  аллегорий" К. сочиняет пьесы для пышных придворных празднеств, насыщенные  танцами, музыкой,  пением.  На  протяжении  всей  своей  лит.  карьеры  К.  писал "священные ауто", к-рые также претерпевали изменения. Драматич. наследие К. подразделяется в основном на комедии и ауто, но жанровое  разнообразие  пьес  К.  не  раскрывается  за  обобщенным наименованием комедии. К., как и  его  предшественники,  все  трехактные стихотворные пьесы светского содержания называл комедиями. Драматургич. творчество К. развивается в жанровых полюсах классицизма -  трагедии  и  комедии.  Теоретики  романтизма  называли  его  пьесы, тяготеющие к трагедии, драмами. К ним относится свыше  50  пьес.  Именно они доставили К. всемирную славу и долгое время побуждали  романтическую критику ставить его выше Лопе де Вега и вровень с  Шекспиром.  Драмы  К. обычно подразделяют на исто-рич., философские, религиозные,  библейские, мифоло-гич. и  "драмы  чести".  Разделение  это  условное,  и  в  разных изданиях одни и те же пьесы К. включаются в  разные  разделы.  Из  цикла морально-философских драм наиболее известна "Жизнь  есть  сон"-  попытка дать наглядный урок  воспитания  идеального  государя.  Из  цикла  "драм чести" - "Врач своей чести", "Стойкий принц" и  "Саламейский  алькальд". Во всех этих пьесах проблема чести возникает  в  разных  ее  аспектах  - моральном, философском, социальном. Проблема чести в исп. т-ре 17  в.  и особенно  у  К.  присутствует  почти  во  всех  без  исключения  пьесах. Чрезвычайно важна для уяснения идейных позиций К.  драма  "Любовь  после смерти" (1633), проникнутая атмосферой сострадания и  живой  симпатии  к угнетенным (безвинно пострадавшее арабское население). Кроме "священных" ауто, где К. выступает сценич. глашатаем исп.  контрреформации  (местами даже впадая в богословскую казуистику), он в своих пьесах  обращается  к религии для этич. окраски развиваемых в них тем. Даже в  пьесах  "религ. цикла" - "Поклонение кресту"  или  "Чистилище  святого  Патрика"  он  не выступает с чисто теологич. заданиями. К. утверждает  во  многих  драмах свободу, мыслимую им как самоосвобождение человека через  величие  духа, характера. Свобода К. -  это  свобода  стоика,  основанная  на  духовном преодолении нужды, принуждения, личных влечений. Вершиной творчества К. считается его замечательная драма "Саламейский алькальд". В ней он впервые вывел чувство чести за пределы исключительно дворянской добродетели и дал яркое изображение  произвола,  царившего  в Испании. Несмотря  на  умеренность  его  взглядов  (К.  был  сторонником абсолютистской  системы  при  условии  соблюдения  ею  интересов  всех сословий, но без смешения их), пьеса была воспринята как револвщ. призыв и так ставилась в последующие века (с успехом шла в годы  Франц.  бур/к. революции 1789-94 и в осажденном  Мадриде  во  время  гражданской  войны 1936-39). В один ряд с "Саламейским алькальдом" могут быть поставлены  и нек-рые др. пьесы К., в к-рых также сильны социальные мотивы,  в  т.  ч. даже нек-рые ауто, напр. "Великий театр мира". Священные ауто составляют наиболее монолитную  в  жанровом  отношении часть драматического наследия К. Преимущественно это  пьесы  с  участием аллегорических  персонажей,  чаще  всего  развивающие  какой-нибудь теологический тезис. Утверждение на исп.  сцене  ауто  как  полноценного театр. жанра связано прежде  всего  с  именем  К.  Ему  первому  удалось придать холодным богословским абстракциям сценич. жизнь и вдохнуть в них подлинную поэзию. Аллегории К. гораздо глубже и философичнее, чем у  его предшественников, а персонажи ауто более  человечны.  Тематика  ауто  К. разнообразна  (философские,  на  ми-фологич.  сюжеты  с  теологич. истолкованием, на темы Ветхого завета, евангелия, на легендарные и  даже исторические  сюжеты).  Часто  они  представляют  собой  развернутую теологическую расшифровку философских формул,  содержащихся  в  светских пьесах К. Некоторые ауто К.  и  поныне  ставятся  в  Испании  и  странах Латинской Америки. Комедии  К.  более  однородны  по  тематике,  чем  драмы  и  ауто.  В большинстве  их  созданы  обобщенные  типич.  характеристики.  Они подразделяются на несколько  групп:  1)  комедии  "плаща  и  шпаги",  2) назидательные ("Чтобы избавиться  от  любви,  надо  этого  желать"),  3) новеллистич. Большинство их тяготеет к т. н. "высокой  комедии".  Отсюда отсутствие жанризма даже в бытовых  комедиях,  выбор  героев  только  из дворянской среды,  безукоризненное  соблюдение  ими  кодекса  дворянской чести  ("Не  всегда  верь  худшему"),  приподнятость,  декламационность стихотворного языка (отличаются  изощренной  стихотворной  техникой).  В комедии К. наиболее близок к Лопе  де  Вега.  Но  комедия  К.  имеет  по сравнению с Лопе де Вега  более  обнаженную  моральную  основу,  большую назидательность. Герои кальдероновских комедий подчинены  идее  добра  и зла, а не носят, подобно героям Лопе де Вега, эту идею в себе. Тяготение К. к высокой комедии объясняется не только  личным  пристрастием  автора или расчетом на дворянского зрителя, но  и  тем,  что  высокая  комедия, построенная на патетике чувств и приподнятой стихотворной речи, подходит для утверждения абстракций и обобщенных взглядов. По разнообразию идей, виртуозности психологич. мотивировок  одной  из лучших  комедий  К.  является  "Сам  у  себя  под  стражей"  (очевидно перекликающаяся с "Дон-Кихотом" Сервантеса). Одна из характернейших  для К.  комедий  -  "Дама-невидимка",  построенная  на  игре  случайностей. Ограниченная игровая площадка приближает пьесу к принципу единства места классицистов, персонаж грасьосо  используется  как  средство  торможения основного действия. Характер творчества К.,  его  эстетич.  принципы,  его  мировоззрение определяются решающим влиянием на писателя тех ренессансных  гуманистич. идей и принципов, на к-рых он был воспитан, и тех нац.  традиций,  к-рые перешли к нему по наследству от предшественников и в первую  очередь  от Сервантеса. Время, в к-рое жил К., отложило на все его  драматургическое наследие  отпечаток  тревоги,  разочарования.  Но  восприняв  от  своих предшественников антитезу жизни и идеала, К. в своей художеств. практике пытался сгладить  эту  антитезу  на  морально-религиозной  основе,  дать примирительную    концепцию    мира,    проникнутую    одновременно сословно-абсолютистским  духом.  Острота  реакции  К.  на  факты  жизни, сочетание в его художественном  мышлении  абстрактной  философичности  с обнаженной тезисностью и конкретностью в отражении тех или иных областей социальной и духовной жизни общества, стремление к  идеальному  абсолюту через мучительные сомнения, слияние мотивов утонченного стиля барокко  с традициями демократического гуманизма - отличительные  качества  поэтики К. Пьесы К. имели счастливую сценич. судьбу. Они заполонили  исп.  сцену при жизни драматурга. Интерес  к  ним  оставался  сравнительно  высок  в Испании и др. европ. странах даже в 18 в., когда др. корифеи  испанского нац. театра были почти забыты. С победой романтиков интерес  к  т-ру  К. (особенно его  драмам)  вспыхнул  вновь:  постановка  в  1811  "Стойкого принца" в Веймарском т-ре (по инициативе Гете); постановка  "Жизнь  есть сон" в 1810 там же (тоже по инициативе Гете),  пост.  в  т-рах  Берлина, Дюссельдорфа, постановка в Мадриде в 1810  "Саламейского  алькальда"  И. Майкесом, игравшим заглавную роль. Из более поздних постановок: "Стойкий принц" и "Врач своей чести" в Дюссельдорфском т-ре  (1834)  в  пост.  К. Им-мермана; "Жизнь есть сон"  (1869)  с  Э.  Росси  в  роли  Сехизмундо. Постановка "Саламейского алькальда" Ж.  Виларом  в  Нар.  нац.  т-ре  на Авиньонском фестивале (1961). Многочисленные  современные  постановки  в странах Зап. Европы и Лат. Америки, а также в  странах  нар.  демократии ("Саламейский алькальд" - ГДР, Румыния, Венгрия). В России знакомство  с драматургией К. произошло еще при Петре I, когда  на  сцене  придворного т-ра был показан "Принц Пик-кель Гяринг, или Жоделет сам свой  тюрьмовой за-ключник"  ("Сам  у  себя  под  стражей"),в  двойной  франко-немецкой обработке и без указания фамилии автора. Затем Екатерина  II  попыталась написать на основании "Спрятанного кабальеро" комедию "Чулан". В связи со спорами вокруг романтизма в России  огромную  популярность приобрели воззрения Шлеге-лей на К., бывшего их любимым автором. В  1831 fe. Каратыгин как дань этим увлечениям пост. в свой бенефис "Врач  своей чести"  (под  названием  "Кровавая  рука").  Затем  следуют  постановки Московского Малого театра, осуществленные  в  1866:  "Ересь  в  Англии", "Саламейский алькальд" и "Сам у себя под стражей" (с П. Садовским в роли Бенито). Драматургия К. стала основой для экспериментальных  постановок: Вс. Мейерхольд поставил "Поклонение  кресту"  в  "Башенном  т-ре"  у  В. Иванова (1910), "Стойкий принц" в Александрийском т-ре (1915). А. Таиров пост. в Камерном т-ре "Жизнь есть сон" (1914). После Октябрьской революции комедии К. ("Дама-невидимка", "С  любовью не шутят", "Спрятанный кабальеро", "Сам у себя под  стражей"  и  т.  д.) широко вошли в репертуар  сов.  т-ров.  "Дама-невидимка"  пост.  во  2-й студии МХАТа (1924), "Сам у себя под  стражей"-в  ГосценТЮЗе  (1936),  а также в Воронежском, Иркутском и др. т-рах. Многие пьесы К. переведены и пост. на сценах союзных республик. С о ч.: Obras completas, ed. J. Hartzenbusch, Madrid, 1846-8I  (Bibl. de autores espanoles. Vil, IX, Xll, XIV); Teatro selecto, ed. por M. Menendez y  Pelayo,  Madrid,  1881;  Obras completas, v. 1-3, Madrid, 1951-56 (v. 1. Dramas, v. 2. Comedias, v.  3. Autos sacram.); t. 1-2, ed. Aguilar, Madrid, 1959; в рус. пер. - Избранные драмы Кальдерона, пер. С. Костарева, вып. 1-2,М., 1860-61; Сочинения Кальдерона, пер. с  испан. и предисл. К. Д. Бальмонта, вып. 1-3, M., 1910-12; Пьесы, т. 1-2, сост., вступ. статья и прим. Н. Б. Томашевского, M., 1961. Лит.: Hilborn Н. W., A chronology of the plays of Calderon,  Toronto, 1938; Perez Pastor, Documentos para la biografia de Calderon, M.,  1905; Menendez y Pelayo M., Calderon y su teatro, Madrid, 1881;  Valbuena  A., Calderon, Madrid, 1941; Cotarelo E., Estudios sobre la historia del arte escenico in Espana, Madrid, 1896-1902; Cotarelo E., Ensayo sobre la vida y las obras de P.  Calderon  de  la Barca, Madrid, 1924; Diaz de Escovar N.yLasso de la VegaF.deP., Historia del teatro espanol, v. 1-2, Barcelona, 1924; Val bu e n a  A.,  Historia del teatro espanol, Madrid, 1958; Sauvage M., Calderon. Dramaturgo,  Р., 1959;  Петров  Д.  К.,  О  трагедиях  Кальдерона,  "Журн.  Мин-ва  нар. просвещения",  1901,  кн.  1;  ШепелевиЧл.,  Драматическое  творчество Кальдерона, в его кн.: Историко-литературные этюды, серия 1, СПБ,  1904. Я. Т.