КАЗАНЬ
										КАЗАНЬ - столица Татарской АССР. Население 711 200 чел. (1962). К.  - один из старейших театр. городов. Уже в 1722 здесь  действовал  школьный т-р Духовной семинарии, руководителем к-рого был преподаватель семинарии драматург В. Я. Свентипкий. Позднее ученики гимназии, открытой в 1759  в К. (среди них Державин, позднее Аксаков,Лобачевский,Бутлеров  и  др.)  и руководимой драматургом М. И. Веревкиным, разыгрывали  популярные  в  то время трагедии А. П. Сумарокова, пьесы зап.-европ.  драматургов  ("Школа мужей" Мольера) и др. В  1791  Дирекция  императорских  т-ров  разрешила открыть  в  К.  публичный  т-р.  "Распорядителем"  т-ра  был  назначен приглашенный  из  Петербурга  придворный  актер  В.  Р.  Бобровский. Организованный  им  полулюбительский  т-р,  проникнутый  прогрессивными веяниями, просуществовал 6 лет; в состав его труппы входили актеры С. А. Рождественский, В.  Г.  Алексеева,  выступавшие  впоследствии  на  сцене императорских т-ров.  Основание  проф.  публичного  т-ра  в  К.  заложил крепостной т-р помещика П. Есипова, труппа к-рого играла в К. с  1803  в специально отстроенном  помещении.  Большое  влияние  на  становление  и развитие т-ра оказали И. А. Дмитревский, обучавший в Петербурге  актеров т-ра Есипова (Ф. Львова, Ф. Аникееву), и особенно  П.  А.  Плавильщиков, длительное время гастролировавший на сцене  этого  т-ра  и  определивший национально-демократич.  характер  его  репертуара.  В  т-ре  ставились: "Недоросль" (1804); "Бобыль" и "Ермак" Плавилыцикова, "Мельник - колдун, обманщик и сват" Аблесимова (все в 1805), "Фингал" Озерова (1811) и  др. После смерти Есипова (1814) здание т-ра было продано. В последующие годы в К. играли случайные труппы. В 30 - 40-х гг. здесь гастролировали П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов. В 1852 в К. было сооружено  новое каменное театр. здание. Первую постоянную  труппу  т-ра  возглавлял  (до 1858) актер П. К. Милославский, боровшийся за лит. репертуар, укрепление актерского ансамбля. В этот период в т-ре были  пост.:  "Горе  от  ума", "Ревизор",  "Доходное  место","Гамлет";  свободолюбивым  духом  были проникнуты пост. мелодрам  -  "Уголино"  Полевого,  30  лет,  или  Жизнь игрока" Дюканжа и др. Прогрессивные устремления  Милославского  получили наиболее полное развитие в период, когда Казанский т-р, ставший одним из лучших т-ров провинции, возглавляли  крупнейшие  деятели  рус.  провинц. т-ра - антрепренер, актер и режиссер П. М. Медведев  (1867-72,  1876-80, 1885-90) и антрепренер М. М. Бородай (1895-1900).  Здесь  играли  В.  П. Давыдов, П. А. Стрепе-това, М. Т. Иванов-Козельский, М. Г. Савина, М. И. Писарев, А. А. Немирова-Ральф, М.  А.  Решимов,  А.  И.  Шуберт,  И.  М. Шувалов, К.  Н.  Яковлев,  М.  М.  Петипа,  Е.  А.  Леп-ковский,  А.  А. Александрова-Дубровина, М. И. Свободина-Барышева, А.  И.  Каширнн,  П.В. Самойлов и др. В 1897-1900 в К. работал В. И. Качалов. Основу репертуара составляли произведения классич. драматургии (пьесы Островского, Гоголя, Грибоедова, Л. Н. Толстого, Чехова, Сухово-Ко-былина, Шекспира, Шиллера, Мольера). В 1901-07 Казанским т-ром руководил актер  и  режиссер  Н.  И. Соболыци-ков-Самарин. Пропагандист драматургии  Чехова  и  Горького,  он пост. на сцене т-ра спектакли: "Фома Гордеев" (1901), "На  дне"  (1903), "Вишневый сад" (1904), "Дачники" (1905), "Дети солнца" (1905), "Варвары" (1906) и др., добился разрешения на пост. пьесы "Мещане" (1902). В  сов. время Казанский т-р стал одним из ведущих театр. коллективов страны (см. Казанский театр). В нач. 20-х гг. в К. возникали многочисл. тат. и рус. театр.  студии, драм. коллективы, агитбригады и др. Среди них-творч. содружество молодых актеров, писателей и художников  -  КЭМСТ  (Казанская  экспериментальная мастерская современного театра), существовавшее в 1923,-28. Под непосредств. влиянием рус; т-ра формировалось театр. иск-во  тат. народа. В 1887 Г. Ильяси пишет первую пьесу на тат.  яз.  -  "Несчастная девушка". За ней следуют пьесы Ф. Хамиди, Г. Камала,  Г.  Кулахметова  и др. 22 дек. 1906 состоялось первое публичное представление на  тат.  яз. пьесы Г. Камала "Жалкое дитя". Весной 1907 организуется первая постоянно действующая труппа "Сайяр" (рук. Ку-дашев-Ашказарский). В  1920  К.  становится  столицей  Тат.  АССР.  Создается  первый показательный гос. тат. т-р (см. Татарский театр имени Г. Камала). В 1922 (открывается тат. театр.  техникум,  воспитавший  мн.  крупных деятелей тат.  т-ра.  В  1932  организован  т-р  кукол  (два  сектора  - татарский и русский), в 1935 - ТЮЗ. В 1939 создан Татарский театр  оперы и балета им. Мусы  Джалиля  (основу  труппы  составили  выпускники  тат. оперной студии при Моск. консерватории). В К. существует  театр.  уч-ще, базируется тат. республиканский передвижной т-р, имеется Тат.  отделение ВТО с Домом актера, театр. библиотека. См. также Татарская драматургия, Татарский театр. Лит.: Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958; Калинины. Ф., Казань, [Казань], 1952. И, fJ. KA3APEC (Casares), Мария (р. 21. XI.  1922)  -  французская  актриса. Род. в Испании.  С  установлением  фашистского  режима  эмигрировала  во Францию. В 1942 окончила парижскую Консерваторию драм. иск-ва  и  начала сценич. деятельность в т-ре "Матю-рен". Выступала в др. парижских т-рах, в т. ч. в "Ателье", "Ноктамбюль",  "Мариньи"  (труппа  М.  Рено-  Ж.  Л. Барро). Среди работ этого периода: Марта  и  Виктория  ("Недоразумение", 1943,  "Осада",  1948,  Камю),  Грушенька  ("Братья  Карамазовы"  по Достоевскому, 1945), Жанетта ("Ромео и Жанетта" Ануя, 1946). В  1952  К. вступила в труппу т-ра "Комеди Франсез", на  сцене  к-рого  играла  роль Перичолы  ("Карета  святых  даров"  Мериме).  С  1954  К.  работала  в Национальном нар. т-ре (TNP), где создала  образы  леди  Макбет  (1954), Марии Тюдор (о. п.  Гюго,  1955),  Леониды  ("Торжество  любви"  Мариво, 1955), Федры (о. п. Расина, 1957) и др.  С  1960  К.  выступает  в  т-ре "Атеней" в роли  П.  Кэмпбелл  ("Милый  лжец"  Килти).  Интеллектуальное творчество  К.  глубоко  человечно,  оно  захватывает  своей  силой, эмоциональностью. Виртуозная тонкость игры сочетается у  К.  с  огромным темпераментом. С 1945 снимается в кино. В 1954 с труппой TNP приезжала в Сов. Союз. Лит.: Б о я д ж и е в Г., Московские  гастроли  TNP,  в  кн.:  Поэзия театра, М., 1960. А. Я.