КАГУРА
										КАГУРА - японские древние мистерии, связанные с  религиозным  культом Синто. Возникли в 7-8 вв. и к 9-Ю  вв.  приобрели  наиболее  законченную форму.  Истоки  К.  восходят  к  народным  земледельческим  игрищам (возделывание риса) и культу Солнца. По форме исполнения  К.танцевальная пантомима, в древности  сопровождавшаяся  пением  двух  небольших  хоров (полухорий) в форме вопросов и ответов (реже  пением  ведущего  жреца  и хора). К. сопровождалась также игрой на  барабанах  и  флейте,  наиболее старинные  представления  -  игрой  на  кото  (щипковый  инструмент). Исполнители  К.-жрецы,  впоследствии  актеры-профессионалы  (К.-си). Содержанием К. служит миф о богине солнца  Аматэрасу,  в  основе  к-рого лежит идея умирающего и воскресающего бога. Действующие лица обязательно держали  в  руках  атрибут  (торимоно):  священную  погремушку  (судзу), храмовое приношение (гохэй), мотыгу, удочку, листья  тутового  дерева  и др. Представления К. происходили в древности  прямо  на  земле  (позднее были перенесены  на  специальную  храмовую  сцену  -  К.-дэн).  Наиболее древняя  К.  состояла  из  75  актов,  действие  начиналось  ночью  и заканчивалось на рассвете. Синтоистское жречество, использовавшее К. как средство  идеологич.  воздействия,  придавало  представлениям  большую пышность; появляются парчевые и шелковые костюмы, маски,  парики  и  др. театр. реквизит.  К.  сохранились  до  наст.  времени,  но  в  несколько измененной  форме.  Самый  популярный  вид  совр.  храмовых  К.-  танец синтоистской жрицы (мико), заимствованный из мифа о Солнце,  исполняющей его  с  судзу  или  с  гохэй.  В  К.  принимают  участие  жрецы, актеры-профессионалы,  иногда  исполнителями  бывают  прихожане  данного храма (удзико). К. исполняются на  храмовых  площадках,  на  подмостках, воздвигнутых специально вблизи храмов вне храмовой территории. Иногда К. принимают  вид  массовых  нар.  представлений,  в  к-рых  разыгрываются комические  или  нравоучительные  сценки,  имеющие  характер  светского развлекательного зрелища. Лит.: Кодэра Ю к и т и, Изучение кагура  с  точки  зрения  искусства, Токио, 1929 (на япон. яз.); Нисицунои М  а  с  а  е  с  и,  Исследование кагура. Токио, 1934 (на япон. яз  )Глускина  А.  Е.,  Театр  и  религия, "Воинствующий атеизм*, М.-Л., 1931, ј 5, с. 123-45. АН. Г.