КАВЕРИН
										КАВЕРИН, Федор Николаевич [1(13).II. 1897, Москва,- 20. X. 1957,  там же] - русский советский режиссер. Засл.  деят.  иск-в  РСФСР  (1948).  В гимназич. и студенческие годы много  играл  в  любительских  спектаклях, занимался в Поленовском нар.  доме,  где  принимал  участие  в  создании репертуара, писал одноактные пьесы. В 1918 поступил в школу Малого  т-ра (ученик Н. А. Смирновой и В. Н. Пашенной). По окончании школы (1922) был зачислен режиссером в Малый т-р. Первые самостоят, работы - "Комик  XVII столетия" Островского (1922) и комедия Голь-дони "Бабьи сплетни" (1923), поставленная под влиянием вахтанговской "Принцессы Турандот". В 1925  К. возглавил ДЗеадрстудию Малого т-ра (был режиссером этого т-ра с  момента его организации), созданную из выпускников школы (с 1932 - Новый т-р,  в 1936-43 - Моск. драм. т-р). Воспитанник реалистич", школы  Малого  т-ра, К.,  однако,  не  был  удовлетворен  традиционными  сценич.  формами. Увлеченный  иск-вом  Вахтангова,  он  уже  в  первых  своих  спектаклях обратился к эксперименту, поискам новых приемов театр.  выразительности, проявляя богатую фантазию и изобретательность. В  спектакле  "Кинороман" Кайзера (1926) ирония, пародия служили целям сатирич. осмеяния  аристократич. общества. Эта  постановка  выдвинула  К.  в  первые  ряды  молодой  сов. режиссуры. Свои театр. принципы  К.  развивал  в  комедийных  спектаклях студии - "Похождения  Бальзаминова"  (по  трилогии  Островского,  1926), "Вредный элемент" Шкваркина (1927), "Конец - делу венец" Шекспира (1928) и в спектакле "Как  14-я дивизия в рай шла" Демьяна  Бедного  (1932),  пост.  К.  в  Мюзик-холле. Присущие иск-ву К. образность театр. формы, оригинальность постановочных приемов  сочетались  в  лучших  работах  режиссера  с  живой  реалистич. обрисовкой образов: "Без вины виноватые" (1930); "Уриэль Акоста" Гуцко-ва (1934),  "Трус" Крона (1936) - в студии;  "Суд  идет"  Добрушина  (1929),  "Восстание  в гетто" Маркиша (1946) - в Моск. гос. евр. т-ре;  "Обыкновенный  человек" Леонова (1945, совм. с В. А. Любимовым) - в Моск. т-ре драмы. С 1925 К. вел педагогич. работу  -  в  студии  Малого  т-ра,  ГИТИСе, театр. уч-ще Гос. евр. т-ра, в Моск. консерватории. Профессор (с  1949). Постоянно  оказывал  широкую  творч.  помощь  коллективам   театр. самодеятельности. Автор  статей  и  брошюр,  посв.  работе  режиссера  в самодеят. т-ре, оформлению спектаклей на малой сцене и др. Соч.: Роль самообразования в творчестве актера, М., 1934; Работа  над спектаклем, М.-Л., 1938; Работа режиссера  самодеятельного  театра,  М., 1945; Оформление спектакля на малой сцене, М., 1951. Лит.: Смирнова Н. А., Воспоминания, М., 1947; Марков П., Театральные портреты, "Жизнь искусства", Л., 1928,  ј  13. JJ. В.