ЙОЗЕФШТАДТТЕАТР
										"ЙОЗЕФШТАДТТЕАТР"  (J  osefsta  dt-theater)  -  австрийский  театр. Основан в 1788 в предместье Йозефштадт в Вене (отсюда название). Вначале продолжал традиции нар. т-ра, идущие от драматургии  Ф.  Раймунда  и  И. Нестроя. После подавления революции 1848 состав зрителей т-ра изменился. Расширилась граница города, и отдаленный район  стал  аристократическим, изменился и состав зрителей, в угоду  к-рым  т-р  начал  ставить  франц. водевили и оперетты, пьесы А. Шницлера и Г. Гоф-мансталя. В 1923-37 т-р возглавил М. Рейнхардт, он заново перестроил зрительный зал и сцену, укрепил труппу, в к-рую вошли талантливые  актеры  -  семья Тимиг, Ваниек, Ф. Кортнер, позднее А. Моисеи, В. Краус, Г.  Вальден,  П. Вессели и др. Т-р в этот период назывался "Артисты под  руководством  М. Рейн-хардта в т-ре Йозефштадта". Программной реж. работой Рейнхардта был первый спектакль, пост.  им  в  "И.",-"Слуга  двух  господ"  (1924);  он воскрешал традиции комедии дель арте.  Затем  им  были  пост.  спектакли "Венецианский купец" (1924), "Сон в летнюю ночь"  (1925),  "Король  Лир" (1925) Шекспира, 1-я часть "Фауста" Гете (1933), "Мария Стюарт"  (1934), "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло (1934),  "Однажды  ночью" Верфеля (1937). В 1938-45 т-р возглавлял X. Хильперт.  Среди  спектаклей этих лет: "Ревизор"  (1939),  "Три  сестры"  (1940),  "Крестьянин-миллионер" Раймунда (1939), "Как вам  это  понравится"  Шекспира  (1939),  "Доротея Ангерман" Гаупт-мана (1939), "Эмпедокл" Гельдерлина (1939), "Дон Карлос" (1943), "Коварство и любовь" (1942), "Нора" (1943). Возглавлявший т-р  с 1945 Р. Штайнбек наряду с зая.-европ.  драматургией  ставил  рус.  пьесы "Живой  труп"  (1946);  "Далекое"  Афиногенова  (1946),  "Вишневый  сад" (1948). С нач. 1956 "И." возглавлял Э.  Хойзерман.  В  50-60-х  гг.  т-р стремится к пост. пьес, раскрывающих острые  конфликты  бурж.  общества, горечь одиночества интеллигенции, безвыходность, бесплодность поисков. В репертуар его входят пьесы Ж. Ануя, С. Беккета, Ж. П. Сартра,  А.  Камю, Т. Уильямса, А. Миллера и др. Ставятся также пьесы Раймунда  и  Нестроя, классич. репертуар.  В  "И."  сохраняется  блестящий  стиль  исполнения, требующий от  актеров  виртуозного  владения  техникой  сценич.  иск-ва, умения петь,  танцевать,  двигаться  в  стремительном  и  точном  ритме. Режиссура т-ра  характеризуется  верностью  традициям  Рейнхардта  с  ее принципом театрализации зрелища, острой сценич.  формой,  использованием выразит, возможностей музыки, изобразит,  иск-ва,  театр.  освещения.  В 1962 в "И." работали реж.: Л. Штеккель,  Б.  Хильперт,  Г.  Шницлер,  А. Амбессер; актеры - X. Тимиг, П. Вессели, С.  Нико-летти,  X.  Лонер,  Г. Эльб, М. Прессе, Г. Нольт, Л. Рудольф, В. Кохут, Г. Мозер, Г. Путу и др. В 1956 т-р принял участие в Парижском театр. фестивале, гастролировал  в Нью-Йорке, в Юж. Америке. "И." имеет в  Вене  филиалы  -  "Каммершпиле", "Маленький Театр в Концертхаузе", "Бюргертеатр", в к-рых работают актеры и режиссеры "И.". Лит.: В a u e г A., Das Theater in  der  Josefstadt  zu  Wien,  W.  - Munch., 1957. дин. П.