ЙЕСНЕР
										ЙЕСНЕР  (J  essner),  Леопольд  (3.III.1878-З.Х.  1945)-  немецкий режиссер.  Творч.  деятельность  начал  как  актер.  Затем  работал  как режиссер в Гамбурге  (1905-  1915),  Кенигсберге  (1915-19).  В  1919-30 руководил берлинским Гос. т-ром  и  его  филиалом  "Шиллер-театром".  И. пригласил в труппу молодых талантливых актеров Ф. Кортнера, А. Штауб, Р. Форстера, E. Вейгель, Э. Легаля  и  художников-декораторов.  Вначале  И. находился под влиянием  творчества  Г.  Крэ-га.  И.  был  пропагандистом экспрессионизма в нем. т-ре.  Идеалистич.,  субъективный  взгляд  И.  на события Ноябрьской бурж. революции 1918 определил постановку спектаклей, трактующих  революцию  как  конфликт  выдающейся  мятежной  личности  с мещанским окружением - "Настоящие Зедемунды" Бар-лаха  (1922)  и  др.  В 20-е гг. И. пост. спектакли "Заговор Фиеско в  Генуе"  Шиллера,  "Ричард III"; "Наполеон, или Сто дней" Граббе (1922), в к-рых показывалось  падение тиранов, но не вскрывался историко-социальный смысл деспотизма. В  пост. классич. драматургии И. символически-условно  и  тенденциозно  трактовал образы героев трагедий, подчеркивая в них одну всепоглощающую страсть,он переделывал классич. произведения, выделял гл. сюжетную линию и сокращал побочные линии, в его спектаклях народ  превращался  в  безликую  массу, сопутствующую гл. герою.  В  Гос.  т-ре  И.  ставил  пьесы  совр.'  нем. драматургов Б. Брехта, Л. Фейхтвангера. В сер. 20-х гг. бунтарские  ноты в творчестве И. слабеют. В спектакле "Ткачи"  Гауптмана  И.  подчеркивал благоговейный страх рабочих перед частной собственностью  (сцена,  когда они в кульминационный момент восстания,  ворвавшись  в  дом  фабриканта, замирали перед роскошью и изысканностью обстановки).  Для  режиссуры  И. характерно введение в спектакль экспрессионистически судорожной музыки и световых, шумовых эффектов, стремление передать настроения растерянности и мистического ужаса героев перед жизнью. В разл.  спектаклях  И.  часто повторялась одна декорационная деталь - лестница на оголенной сцене,  по к-рой порывисто метались  герои  и  где  разыгрывались  сцены  катастроф честолюбия. Отказ от психологич. мотивировок поступков  действующих  лиц часто  приводил  в  спектаклях  И.  к  схематичному  противопоставлению положит. и от-рицат. персонажей. Несмотря на наличие  в  труппе  крупных реалистич. актеров - А. Крауснек, М. Коп-пенхефер - актерское исполнение в спектаклях *И.  было  отмечено  дидактикой  и  декламационностью,  что определялось принципами его режиссуры. В конце 20-  30-х  гг.  И.  часто ставил сказочно-фантастич. или ре-лигиозно-мистич.  спектакли  ("Стойкий принц" Каль-дерона, "Буря" Шекспира и др.). В  1933  И.  эмигрировал  из Германии и поселился в  США,  где  работал  гл.  обр.  в  кино.  Умер  в Голливуде. Лит.: Гвоздев А. А., Театр  послевоенной  Германии,  Л.-М.,  1933;  J herin g H., Reinhardt, Jessner, Piscator oder  Klassikertod,  B.,  1929; его же, Von Reinhardt bis Brecht, Bd III. B., 1961. И. Н.