ИНТЕРМЕДИЯ
										ИНТЕРМЕДИЯ (от лат. inter medius - находящийся посреди) -  комическая сценка (или отд. вставные муз. хореографич. номера), разыгрываемая между действиями пьесы (иногда в тексте пьесы). И. возникли в ср.-век. т-ре  в представлениях  мистерий  в  результате  проникновения  в  религиозный спектакль  элементов  нар.  комедийного  т-ра.  Между  действиями  драмы духовного  или  историч.  содержания  разыгрывались  комич.,  часто импровизиров. сценки. Эти И. часто назывались фарсами ("начинками" -  от лат. farta). С И. мистериального т-ра генетически связаны  И.  "школьной драмы", И. различного типа существовали  в  т-ре  эпохи  Возрождения.  В Италии 16 в. И., вставляемые между актами  трагедий  и  комедий,  носили характер галантно-пасторальных сцен. Широко  применялись  И.  в  комедии дель арте, во франц. т-ре у Мольера. И. в Англии называлась  интерлюдия. С нач. 16 в. в Англии у Дж. Растелла и особенно у Дж. Хейвуда  И.  стала проводником антиклерикальной сатиры, отражая идеи гуманизма и Реформации (см. Маски). И.  в  Англии  входила  также  в  состав  трагедии  в  виде шутовских сцен (у Шекспира и др.). В Испании И.  получила  развитие  как самостоятельный  жанр  нар.  публичного  т-ра,  основанный  на  бытовом сатирич. материале. Большой художеств. зрелости И. достигла в исп.  т-ре 2-й пол. 16 - нач. 17 вв. в творчестве Лоне де Руэда  (наз.  "пасос")  и особенно Сервантеса. В  Португалии  И.  наз.  интремиш  (см.  Энтремиш).  Чрезвычайно разнообразны по тематике И. рус. и укр. "школьной драмы" 17-18 вв. Уже в 16  в.  в  представлениях  "школьной  драмы"  появились  вставные  части (забавные  игралища).  Они  пародировали  основной  дидактич.  текст представления или входили в него как самостоятельные сценки.  При  царях Алексее Михайловиче, Петре I и  его  приемниках  в  И.  выступали  шуты, "дурацкие персоны". При Анне Иоанновне И. при  дворе  ставились  труппой итал. комедиантов под  упр.  Авелия.  В  19-20  вв.  И.  превратились  в самостоятельные сценки с пением и танцами. В  таком  виде  они  получили распространение  в  сов.  т-ре,  где  входили  непосредственно  в  текст спектакля, приобретая злободневный характер (И. к  спектаклю  "Принцесса Турандот" в Т-ре им. Вахтангова и др.). Лит.: Морозов П.  О.,  История  русского  театра  до  половины  XVIII столетия, СПБ, 1889; Белецкий А., Старинный театр в России, Л.-М., 1923; Мокульский С., История западноевропейского театра, ч. 1, М.-Л. ,1936; Della Corte A., L'Opera comica  italiana  del'  700,  v.  1-2,  Bari, [1923];  P  irrota  Т.,  Intermedium,  "Die  Musik  in  Geschichte  und Gegenwart", Cassel-Basil., 1957, VI.