АНДРЕЕВ
										АНДРЕЕВ, Леонид Николаевич [9 (21). VIII. 1871, Орел,- 12. IX.  1919, дер.  Нейвала  близ  Мус-тамяки  (Финляндия)]  -  русский  писатель  и драматург. Род. в семье  чиновника.  Окончил  юридич.  ф-т  Моск.  ун-та (1897). Лит. деятельность начал в 1895. В нач.  1900-х  гг.  примыкал  к группе писателей "Знание". Произведения А.  (повести,  рассказы,  драмы) проникнуты  протестом  против  капиталистич.  строя,  растления  чувств, бездушной и фальшивой цивилизации, за к-рой скрыты  звериные  инстинкты, дух убийства  и  разрушения.  Но  отсутствие  положит.  идеалов  снижает обличительную силу творчества А., сообщает ему крайнюю противоречивость. В нач. 1900-х гг. А. пишет несколько статей о постановках в МХТ  пьес А. П. Чехова, Г. Ибсена  ("Когда  мы,  мертвые,  пробуждаемся",  "Доктор Штокман", "Дикая утка"), Г.Гауптмана ("Михаэль Крамер"). В этих  статьях А. дает высокую оценку реализму МХТ. Однако собственные пьесы А.- одного из самых популярных в предреволюц. т-ре  драматургов  -  в  полной  мере отражают  противоречивый  характер  его  творчества,   проникнутого упадочными, болезненными  настроениями.  Именно  в  драмах  А.  принципы реализма оказываются в наибольшей  степени  разрушенными  претенциозными символистскими "исканиями" и экспрессионистич. тенденциями. В драмах  А. "К звездам" (1905; пост.  1906  нем.  режиссером  Вал-лентином  в  об-ве "Свободная народная сцена" в Вено), "Савва" (1906, Вена),  "Царь  Голод" (1908) выразилось анархо-индивидуалистич.  понимание  революции,  острое неприятие капиталистич. мира (эти пьесы были запрещены царской цензурой) и  одновременно  неверие  в  возможность  социального  и  нравственного прогресса. Постановка его  драмы  "Жизнь  Человека"  (1907,  Т-р  В.  Ф. Комиссаржевской,  реж.  Мейерхольд),  показывающей   бессмысленность человеческого  существования,  явилась  значит,  этапом  в  развитии символистской режиссуры. В 1907 пьеса "Жизнь Человека" была поставлена в МХТ (реж. Станиславский). Идея бесплодности  борьбы,  бессилия  добра  и разума лежит в основе драмы А. "Анатэма", но  в  постановке  МХТ  (1909, реж. Немирович-Дан-ченко, Анатэма - Качалов) пьеса приобрела углубленное философское звучание, обличительный сарказм. Тема зыбкости человеческого сознания, силы темных иррациональных  начал  выражена  в  драме  "Черные маски" (1909, Т-р В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге,  Т-р  Незлобина  в Москве). От символистской манеры А. отступает в пьесах  "Анфиса"  (1910, Т-р Незлобина в Москве),  "Профессор  Сторицын"  (1912,  моек.  Малый  и петерб. Александрийский т-ры), "Екатерина Ивановна" (1912, МХТ), "Мысль" (1914, МХТ). Изображая в этих пьесах торжество злого,  темного,  мелкого над высоким, добрым, чистым, победу хаоса над  разумом,  А.  решает  эту тему в рамках семейной бурж. драмы. Более  последоват.  обличение  бурж. действительности, пошлости и грязи бурж. общества  достигнуто  в  пьесах "Дни нашей жизни" (1908, петерб. Новый т-р) и "Gaudeamus" (1910, Т-р Незлобина в Москве и петерб. Новый т-р). Во  время  первой империалистич. войны А. написал дсевдо-патриотич. пьесу "Король, закон и свобода" (1914, Моск. драм. т-р, петерб. Александрийский т-р). Среди его последних пьес - мелодрамы "Тот, кто получает пощечины" (1915, моек. т-р Суходольского; Тот - Певцов,  Консуэлла  -  Полевицкая)  и  "Собачий  вальс"  (1920, московский Гос. показательный театр. пост. Сахновского и Певцова; Тиле - Певцов).  Последняя  пьеса  А.-  "Милые  призраки"  (1917,  петерб. Александрийский т-р, т-р Незлобина  в  Москве),  написанная  по  мотивам биографии ф. М. Достоевского, проникнута характерными для  А.  этих  лет пессимистич. настроениями. Последние  годы  жизни  А.  находился  в  состоянии  тяжелой  психич. депрессии. Он не принял Октябрьской революции; жил и умер в Финляндии. Соч. А.: Собрание сочинений, т. 1-17, СПБ, 1910-16.  Лит.:  Боровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956, с. 288-310; Луначарский А.  В.,  Критические  этюды,  Л.,  1925;  Го  р  ь  к  и  и  М  , Литературно-критические статьи, М., 1937; Станиславский К. С., Моя жизнь в  искусстве,  Собр.  соч.,  т.1,М.,1954;  Эфрос  Н.  Е.,  Московский Художественный театр. 1898-1923, М.-П. 1924; И.  Н.  Певцов.  1879-1934, Л., 1935 (статьи В. Г. Сахновского, П. А. Маркова). J1 р