ИЛЬИНСКИЙ
										ИЛЬИНСКИЙ, Игорь  Владимирович  [p.ll(24).VIL  1901,  Москва]-русский советский актер. Нар. арт. СССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с  1960" В 1917 поступил в театр. студию,  руководимую  Ф.  Ф.  Комис-саржевским. Впервые выступил на проф. сцене в 1918 в Т-ре им. В. Ф.  Комиссаржевской (Старик - "Лисистрата" Аристофана). В 1918 И. - актер Т-ра ХПСРО.  Затем работал в ряде моек. т-ров - оперетта, "Летучая мышь",  Теревсат,  МХАТ, Первый гос. т-р для детей и др. Прс-буя свои силы в различных жанрах, И. наибольших успехов добивается в комедийных ролях: Селим  ("Похищение  из гарема" Моцарта), Антонио ("Женитьба Фигаро") и др. Уже  в  этот  период обнаружилось огромное сценич. обаяние актера, его большая  эмоциональная заразительность,  склонность  к  яркой  комедийной  форме,  мастерство перевоплощения. В 1920 И. поступил  в  Т-р  РСФСР  1-й,  преобразованный впоследствии в Т-р им. Мейерхольда, где работал до 1935.  Его  привлекли задача создания агитационно-политич. т-ра,  поиски  новых  революционных форм. Участвовал в спектакле "Зори" Вер-харна  (небольшая  тра  гедийная роль фермера  Гислена).  В  конструктивистском,  биомеха-нич.  спектакле "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (1922) играл роль  ревнивца  Брюно, сочетая в своем  исполнении  элементы  лирики,  драматизма,  акробатики. Виртуозное  мастерство  актера  проявилось  в  исполнении  роли  Аркашки Счастливцева,  насыщенном  трюками  и  аттракционами  ("Лес",  1924). Психология, и одновременно эксцен-трич.  образ  Расплюева  создал  И.  в "Свадьбе Кречинского". Важную роль в творчестве И. сыграли его встречи с Маяковским, в произв. к-рого раскрылся комедийно-сатирич. талант актера: в 1921 он исполнил  роль  растерянного  Соглашателя  в  "Мистерии-Буфф", используя  приемы  нар.  балагана,  в  1929  создал   обобщенный, гиперболизированный  образ  воинствующего  обывателя,  общественного паразита  Присыпкина  в  "Клопе".  В  Т-ре  Мейерхольда  определились характерные для иск-ва И. черты: смелость творческих поисков,  понимание условной природы т-ра, высокая актерская техника. Одновременно с работой в Т-ре Мейерхольда И. выступал в спектаклях Моск. драм. т-ра (с глубоким драматизмом играл Тихона - "Гроза", 1922), 1-й Студии  МХАТа  (Грумио  - "Укрощение строптивой" Шекспира, 1923). С 1938 - в труппе  Малого  т-ра. Дебютировал в роли Хлестакова. Затем играл роли  Загорецкого  ("Горе  от ума"), Счастливцева,  утвердив  исполнением  этих  ролей  свою  близость реалистич. традициям "Дома Щепкина". В этот период сценич. создания  И., сохраняя остроту и смелость формы, приобретают большую жизненную глубину и цельность. В Малом т-ре И. впервые  выступил  в  роли  совр.  положит. героя - председателя колхоза Чеснока  ("В  степях  Украины"  Корнейчука, 1941,  Гос.  пр.  СССР,  1942).  Затем  сыграл  роли  матроса  Шибаева ("Незабываемый  1919-й"  Вишневского,  1950,  Гос.  пр.  СССР,  1951)  и профессора  Картавина  ("Когда  ломаются  копья"  Погодина,  1953).  В творчестве И. психо-логич. глубина реалистич. иск-ва, высокое мастерство сценич.  речи  соединяются  порой  с  гротесковыми,  иногда  эксцентрич. приемами. Образы И., идейно-насыщенные, яркие и увлекательные по  форме, проникнуты острым чувством современности. Большое место в репертуаре  И. занимают персонажи в пьесах Островского: Мурзавецкий ("Волки  и  овцы"), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"), Юсов. В  Малом  т-ре раскрылась новая сторона дарования И.- склонность к  теплому  и  мягкому лиризму, задушевности,  высокий  драматизм.  Выдающимся  достижением  И. явилось исполнение роли Акима ("Власть тьмы", 1956).  Глубоко  правдивый во всех жизненных деталях образ простого крестьянина вырастает  у  И.  в эпич.  фигуру  страстного  поборника  правды   и   справедливости, символизирующую победу добра и света над властью тьмы. Аким И.- одно  из крупнейших созданий сов. Актерской школы. И. широко известен как один из  лучших  сов.  комедийных  киноактеров (снимается с 1924). Несмотря на условность и эксцентричность его  героев (Пе-телькин - "Закройщик из Торжка", Тапиока-"Процесс о трех миллионах", Франц - "Праздник св. Иоргена"), И. заставляет  зрителя  поверить  в  их достоверность  и  жизненность.  Лучшие  работы  И.  в   кино   - обобщенно-сатирич. образы  бюрократов  Быва-лова  ("Волга-Волга",  1938, Гос. пр. СССР, 1941) и Огурцова ("Карнавальная ночь", 1956). Склонность И. к лирике, драматизму,  передаче  глубоких  человеческих чувств нашла свое отражение и в его концертной деятельности (как  мастер художественного слова выступает с нач.  20-х  гг.).  Особенно  ярко  эти качества  проявились  в  исполнении  рассказа  Карла  Ивановича  из "Отрочества" Л. Толстого и "Старосветских помещиков" Гоголя. В эстрадном репертуаре И. большое  место  занимают  произведения  Пушкина,  Крылова, Щедрина, Чехова, Михалкова и др. И. использует в концертных выступлениях свою  богатую  мимику,  выразит.  жест,  движение,  достигает  полного перевоплощения. И. выступает на радио (Победоносиков - "Баня",  1951,  и др.).  Занимается  режиссурой;  пост.  в  Малом  т-ре  (совм.  с  В.  И. Цыганковым): "Ярмарка тщеславия" по Теккерею  (1958,  инсценировка  И.), "Любовь Яровая" (1960); "Честность" Софронова (1961). Соч.: Сам о себе, М., 1961; К  мастерству,  М.,  1960.  Лит.:  Марков П.А.,Игорь Ильинский,в кн.: Театральные портреты, М.-Л., 1939; К л ад  о Н.,  Игорь  Ильинский,  М.,  Госкиноиздат,  1939;  Хайченко  Г.,  Игорь Ильинский, М., 1962. р у