ИЛЛЮЗИОНИЗМ
										ИЛЛЮЗИОНИЗМ (от франц. illusionner - вводить  в  заблуждение)  -  вид циркового  искусства.  Актер-иллюзионист  демонстрирует  исчезновения, появления,  превращения  вещей,  животных   и   людей,   кажущиеся сверхъестественными, а на самом деле построенные в  основном  на  обмане зрения (падение воды из пустого сосуда, возникновение женщины из  огня). В иллюзионных номерах используется обычно специальная аппаратура  (ящики с потайными пружинами, с двойным дном, разл. комбинации зеркал  и  др.), создающая  иллюзию  нарушения  привычных  понятий  о  физич.  свойствах окружающих нас предметов. И. восходит к древнему  искусству  фокусников, представлениям бродячих актеров (гистрионы, жонглеры). В 19 в. в  Париже выступал  изобретатель  иллюзионной  аппаратуры  И.  Гуден.  Когда  для совершенствования этой аппаратуры начали использовать  новые  достижения техники, а трюки стали строиться на изучении законов  оптики,  механики, химии, И. получил распространение в  эстрадных  и  цирковых  программах. Наряду с развитием иллюзионной  техники  шла  выработка  особых  приемов актерского мастерства, усложнение  сюжета  иллюзионных  номеров.  Многие совр.  иллюзионные  номера  включают  и  др.  виды  цирк.  иск-ва (жонглирование,  акробатику).  В  19  -  1-й  пол.  20  вв.  исполнители иллюзионных  номеров  в  Зап.  Европе  изображали  людей,  одаренных сверхъестеств. магич. силой, создавали атмосферу мрачной таинственности. Среди зарубежных иллюзионистов  -  Данте,  Ке-фало,  Окито,  Каленаг. Иллюзионисты сов. цирка Кио (Э. Ф.  Ренард),  Алли-Вад  (А.Вадимов),  М. Марчес, А. и Р. Сокол, А. Фурманов, Ван Ю-ли, Ван Тен-тау и др.  создали средствами  своего  жанра  веселое  увлекательное  зрелище,  включающее театрализованные сценки, нередко насыщенные политич. сатирой. Лит.: Кио, Фокусы и фокусники, М., 1958; В а д и м о в А. (Алли-Вад), Искусство фокуса, М., 1959. jf 5,