ИЕЗУИТСКИЙ ТЕАТР
										ИЕЗУИТСКИЙ ТЕАТР - театральные представления в духовных школах Ордена иезуитов. И. т. возник в Германии и Австрии. Существовал в  1555-  1773. И. т.-одна из ветвей школьного театра. Являлся средством пропаганды идей и догм католич. церкви. На протяжении  двух  столетий  стиль  иезуитской драмы  претерпел  существ,  изменения,  но  ее  сущность  оставалась реакционной. Иезуитские драмы  писались  и  игрались  на  лат.  яз.  для усовершенствования учащихся в знании языка. По закону 1599 авторами пьес и  постановщиками  спектаклей  могли  быть  только  педагоги-иезуиты,  а исполнителями - ученики иезуитских школ. Воспитанникам школ, готовящимся к духовному и гос. поприщу, рекомендовалось обучаться сценич. иск-ву для усовершенствования в благородстве манер, грации и красноречии.  Тематика пьес и стиль исполнения представлений неоднократно менялись: в 16 в. они приближались к средневековым мистериям и литургич.  драме,  в  последний период существования И.  т.  (1740-  1773)  создавались  драмы  в  стиле классицизма. Первоначально сюжеты  черпались  из  Ветхого  завета.  Были драмы  и  на  темы  "страстей  господних"  и  деяний  святых,  позднее преобладание  получили  историч.  пьесы,  в  трактовке  к-рых  особенно сказалась реакц. сущность И. т.- пьесы посвящались  поборникам  католич. церкви, возвеличивали защитников монархии. Средства на содержание И. т. давал Орден иезуитов, а  также  родители учащихся.  Во  многих  немецких  княжествах,  где  т-ры  субсидировались князьями, спектакли шли в придворном т-ре. Постепенно они  стали  частью дворцовых увеселений. Стремление угодить вкусам  придворной  публики,  а также необходимость соперничать с входившими  в  моду  итал.  операми  и франц. балетом, заставили деятелей  И.  т.  17  в.  усилить  зрелищность спектаклей. Для И. т. этой поры была характерна помпезность постановок, Роскошь декораций и костюмов, обилие сценич. эф-ектов, преобладание в спектаклях монументальных массовых сцен, музыки, пения и  танцев.  Этому способствовало  развитие  в  17-18  вв.  сценич.  техники.  На  смену симультанной декорации пришла кулисная  сцена-коробка  с  перспективными декорациями.  Используя  разнообразную  машинерию  и   пиротехнику, постановщики осуществляли сложные сценич.  эффекты-полеты,  превращения, феерич. чудеса. И. т. имел свою строго  разработанную  театр.  эстетику, типичными ее выразителями были Я.  Понтан  (1542-1626)  -  преподаватель древних языков и риторики в иезуитских коллегиях и Ф. Ланг (1654-  1725) - монах Ордена иезуитов. Понтан в  своей  "Поэтике"  (1594)  разграничил драм. жанры. Он различал  три  вида  драмы  -  комедию,  трагикомедию  и трагедию. Понтан отрицал возможность создания  драм  из  жизни  простого народа, т. к. бедствия и  несчастья  людей  низкого  состояния,  по  его мнению, не способны возбуждать душевное волнение. В книге "Рассуждение о сценической игре" (изд. 1727)  Ланг  делится  своим  многолетним  опытом режиссерской работы в И. т. Он подытоживает двухсотлетнюю историю И.  т. и устанавливает ряд формальных правил внешней  сцеиич.  выразительности. Излагая классицистскую систему  сценич.  иск-ва,  Ланг  делает  упор  на внешние приемы актерского исполнения, на эффектность декораций. Указания по технике сценич. иск-ва  привлекли  к  этой  книге  внимание  деятелей школьных т-ров ряда стран, в частности она была популярна в рус. и  укр. духовных семинариях, по ней  изучали  основы  сценич.  иск-ва  школьного т-ра. Лит.:  Мокульский  С.,  Хрестоматия  по  истории  западноевропейского театра, т. l,  M.,  1953;  F  1  e  ni  m  i  n  g  W.,  Geschichte  des Jesuitentheaters in den Landern deutscher Zun-e, В., 1923; H a p  p  A., Dramentheorie der Jesuiten, Munch.,  1923;  Резанов  В.  И.,  К  истории русской драмы. Экскурс в область театра иезуитов, Нежин, 1910. Г. Гур. ИЖЕВСКИЙ ТЕАТР (Ижевский русский драматический театр  им.  В. Г. К о роленко) - русский советский театр. Осн. в 1935. В И. т. работали режиссеры А. Б. Скибневский, И.  Л,  Фельдман,  С.  Т.  Смирнов,  С.  А. Гляттер, актер A.C. Глотко, художники-B.C. Марин, А.Ф. Фокин и  др.  Т-р ставит пьесы местных авторов ("Русский друг"  Власова  и  Модзалевского, 1960; о пребывании Короленко в Удмуртии), удмуртских писателей ("У волка своя тропа" Широбокова, 1958). В труппе (1962): нар. артистка Удм.  АССР и засл. арт. РСФСР  E.  А.  Смирнова,  нар.  артисты  Удм.  АССР  E.  Г. Романова, Б. П. Гальнбек, засл. артисты Удм. АССР А. К.  Грозин,  И.  К. Рижская и др. Гл. режиссер- засл. арт. С.-О. АССР Н. Г. Шуров. Пост.: "Аристократы" (1935), "Маскарад" (1940); "Сирано де  Бержерак" Ростана (1944), "Молодая гвардия" по Фадееву  (1947),  "Егор  Булычев  и другие" (1952; реж. Ящиковский), "На дне"  (1952);  "Персональное  дело" Штейна (1954; в роли Хлебникова - Исаев), "Ромео и Джульетта" (1955); "Вечный источник" Д. Зорина (1957; в роли Ленина - Пастунов), "Леший" Чехова (1960), "Живой труп" (I960; реж. Кац). Т-р рассчитан на 750 мест. 4. ff?