ЗУДЕРМАН
										ЗУДЕРМАН (Sudermann),  Герман  (30.IX.1857-  21.XI.1928)  -  немецкий писатель,  драматург.  Изучал  историю  литературы  в  Кенигсбергском  и Берлинском ун-тах, с 1882 работал как редактор. Лит. деятельность  начал в 1886. Драматургич. дарование 3. открыл театр. критик  и  драматург  О. Блюменталь, возглавлявший  "Лессинг-театр".  Драмы  3.  "Честь"  (1889), "Гибель  Содома"  (1890),  "Родина"  (1893)  были  пост.  в  этом  т-ре. Стремление драматурга изобразить "кусок  действительности",  подробности быта мелкой и средней буржуазии приближали творчество 3. к  натурализму, господствовавшему в нем. драматургии конца 19  в.  Как  и  Гауптман,  3. пытается  критически  осветить  существующее  социальное  неравенство, подвергнуть критике бурж. мораль, затронуть  значит.  обществ,  вопросы. Драматург  показывал  разложение  бурж.  семьи,  гибель  художника  в капиталистич. обществе, обращался к теме женской эмансипации,  но  пьесы его отличались слащавостью,  слезливой  сентиментальностью,  родственной драматургии А. Коцебу. Поверхностно разрешая  социальные  конфликты,  3. переводит их  в  морально-этич.  область.  Мещанскую  добродетель  своих героев 3. противопоставлял пустому и развратному "высшему свету". Если в первых своих пьесах 3. робко пытался призывать к "крушению устоев", то в последующих драмах на совр. сюжеты  он  отказывается  от  критики  бурж. морали, и протесты героев заканчиваются возвращением блудных  сыновей  и дочерей к мирному семейному очагу ("Счастье в уголке", 1895, и др.). Все это определило успех пьес 3. у либерально  настроенного  бурж.  зрителя. Пьесы 3. ставились  во  мн.  т-рах  мира.  Популярность  их  объяснялась сценич. эффектами, занимательными ситуациями, заимствованными  у  франц. драматургов (Скри-ба, Дюма-сына, Сарду), мелодраматизмом  и  выигрышными ролями.  Особенно  удавались  3.  роли  молодых  женщин  и  девушек  с характерными для того времени неврастенич.  порывами,  поисками  цели  в жизни. Успехом пользовались драмы и комедии 3.:  "Бой  бабочек"  (1894), "Счастье в уголке", "Иоанн" (1898), "Огни  Ивановой  ночи"  (1900),  "Да здравствует жизнь" (1902). Пьесы 3. ставили видные  режиссеры:  О.  Брам ("Иоанн", "Да здравствует жизнь" - Немецкий т-р),  А.  Антуан  ("Честь", Т-р Антуана). В его пьесах играли знаменитые  актеры:  И.  Кайнц  (Вилли Яников - "Гибель Содома", Иоанн - о. п., Принц Витте  -  "Три  соколиных пера", Биглер - "Камень среди камней"), Ф. Миттервурцер  (фон  Рекниц  - "Счастье в уголке"); Сара Бернар и Э. Дузе (Магда - "Родина"). В России пьесу  3.  "Честь" показал в 1891 Э. Поссарт во время  гастролей,  в  дальнейшем  в  России пьесы 3. ставили  Т-р  Корша,  Александрийский  т-р,  Малый  т-р.Лучшими исполнительницами женских ролей в этих пьесах были М. Г. Савина  (Ада  - "Гибель Содома", Магда - "Родина"), В. Ф. Комиссаржевская (Рози  -  "Бой бабочек", Клерхен - "Гибель Содома", Марикка -  "Огни  Ивановой  ночи"). Роль Магды играла также М. Н. Ермолова. В ряде  драм  3.  проявлялись  и модернистские элементы - "Morituri" (1896), "Три соколиных пера" (1899), "Иоанн" и др. С о ч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1-2, М., 1902-03, т.  1,  2  изд.. M., 1908; Dramatische Werke, Bd 1-6, Stuttg., л 099 p5 Лит.: М е р и н г Ф., Г. Зудерман. Литературно-критические статьи, т. 2, М.-Л.. 1934, с. 314-32; Б р а н д е с Г., Литературные портреты, СПБ, 1896; К е r r A., Das neue Drama, В.. 1917, с. 219-84. И. Я.