ЗУБОВ
										ЗУБОВ, Константин Александрович [8(20). IX. 1888-22.XI.1956]- русский советский  актер,  режиссер  и  педагог.  Нар.  арт.  СССР  (1949).  Чл. Коммуни-стич. партии с  1942.  Деп.  Верх.  Совета  РСФСР  4-го  созыва. Родился в семье учителя, учился во Франции в технич. уч-ще (в г.  Нанси) и на историко-филологич. ф-те Парижского ун-та.  В  1906,  вернувшись  в Россию,  продолжил  образование  в  Петерб.  ун-те  (на  том  же  ф-те). Одновременно занимался в Петерб. театр. уч-ще у В. Н. Давыдова. В 1908 в летней гастрольной труппе Давыдова 3. начал проф.  сценич.  деятельность (первая роль - Алеша - "Дети Ванюшина"  Найденова).  Затем  занимался  в Школе сценич. иск-ва А. А. Санина и А.  П.  Петровского.  В  1910-  1915 (кроме сезона 1913-14, когда 3. служил в Самаре) работал в антрепризе Н. Н. Синельникова в Харькове и Киеве. В 1915 3. был приглашен в Моск.  т-р Корша. В 1917-18 возглавлял товарищество актеров Иркутского драм.  т-ра. где впервые выступил как режиссер ("Вишневый сад", "Мещане", "На  дне"). В 1921-24 работал в Первом Дальневосточном военно-революц.  т-ре;  роли: Гамлет, Арбенин, Кречинский. В 1925-  1931  -  актер,  режиссер  и  зав. труппой Моск. т-ра Революции; создал здесь остро  сатирич.  образы  Кор-зинкина,  Семена Рака ("Конец  Криворыльска"  и  "Воздушный  пирог"  Ромашова),  министра Кальмана  ("Гоп-ля,  мы  живем!"  Толлера).  В  1932-38  -  художеств. руководитель Т-ра им. Ленсовета в Москве; пост.  "Разгром"  по  Фадееву, "Платон Кречет" (исполнил гл. роль), сыграл роль Кинолы  ("Гавань  бурь" по Бальзаку). С 1936 - актер и режиссер, а с 1947 - гл. режиссер  Малого т-ра. Иск-ву 3. свойственны  интеллектуальная  острота,  тонкая  ирония, изящество.  Блистательный  мастер  диалога,  3.  за  внешним  лоском, воспитанностью  людей  прошлого  раскрывал  их  социальную  и  классовую сущность (роль Цыганова в "Варварах", 1941). Среди лучших ролей 3. также - Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Стессель ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Фамусов,  Репетилов  ("Горе  от  ума"),  Расстегин  ("На  берегу  Невы" Тренева), Телятев ("Бешеные деньги"),  Городулин  ("На  всякого  мудреца довольно  простоты"  Островского)  и  др.  Режиссерские  работы  3., стремившегося   к   точным,   конкретным   средствам    театральной выразительности,  выявлявшего  идею  пьесы  прежде  всего  через  иск-во актера, отмечены четкостью, ясностью мысли. Пост.: "Евгения  Гранде"  по Бальзаку (1939, реж. Уварова),  "Варвары"  (1941,  совм.  с  Судаковым), "Пигмалион" (1943, Гос. пр. СССР, 1946, реж. Велихов), "За  тех,  кто  в море!" Лавренева (1946,  совм.  с  Цыганковым,  Гос.  пр.  СССР,  1947), "Великая сила" Ромашова (1947, совм.  с  Н.  Петровым,  Гос.  пр.  СССР, 1948), "Васса Же-лезнова" (1952, совм. с Велиховым), "Порт-Артур" (1953, совм. с Марковым). Гос. пр. СССР, 1951. С 1920 3.  занимался  педагогич. деятельностью. С 1946-профессор театр. уч-ща им. Щепкина. Соч.: Реалистическое искусство советского  театра  в  кн.:  Ежегодник Малого театра. 1953-1954гг., М., 1956. Лит.: Цюрупа Э. Я., К. А. Зубов, М., 1953; Шатрова Е., К. А. Зубов, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1955-1956 гг., М., 1961. С. Г.