ЗОЛЯ
										ЗОЛЯ  (Zola),  Эмиль  (2.IV.1840,  Париж,-29.IX.  1902,  там  же)  - французский писатель, драматург, литературный и театральный критик. Род. в семье инженера. Детство и юность провел  в  г.  Эксе.  С  1858  жил  в Париже. Лит. деятельность начал как поэт в конце 50-х  гг.  3.  развивал традиции критического реализма О. Бальзака и Стендаля. В  двадцатитомном цикле романов "Ругон-Маккары" (1871-93) он воссоздал исто-рич.  панораму духовной и социальной жизни Франции от  гос.  переворота  Луи  Наполеона Бонапарта 1851 до се-данской катастрофы 1870 и провозглашения  Парижской Коммуны 1871. В 1898 3. выступил в печати в связи  с  делом  Дрейфуса  с открытым письмом "Я обвиняю" -  "самым  революционным  актом  века"  (Ж. Гед), направленным против империалистической и католической реакции. Интерес и любовь к т-ру возникли у 3. еще в юношеские годы. В 1858 он написал фарс  "Одураченный  наставник",  в  к-ром  два  дерзких  ученика издеваются  над  противным  классным  надзирателем.  3.  принадлежат инсценировка басни Лафонтена "Молочница и кувшин" (под назв. "Пьеретта", 1860), одноактный стихотворный водевиль "С волками жить по волчьи выть", сентимент. комедия  в  стихах  "Дурнушка"  (1864).  Среди  ранних  пьес: "Мадлена" (1865, Свободный т-р-1889) - о невозможности любви в ханжеском мире мещан, "Марсельские тайны" (совм.  с  М.  Ру"  по  собств.  одноим. роману, 1867, т-р "Жимназ").  Первое  зрелое  и  оригинальное  драматич. произв. 3.- драма "Тереза Ракен" (по собств. одноименному роману,  1873, т-р "Ренессанс"). В пьесе  -жизненно  достоверная  завязка,  напряженный конфликт между  стремлением  героини  к  счастью  и  монотонно-тоскливой баналь ностью филистерского образа жизни, остро  сатирически  обрисованы характеры мещански  мыслящих  людей.  Реализм  пьесы  снижают  упрощенно натуралистич. анализ чувств и переживаний героев, причин их раскаяния, а также мелодраматич. развязка. "Тереза Ракен" в течение  долгого  времени ставилась во Франции и в т-рах мн. европ. стран. Реж. А.  Антуан  писала ""Тереза Ракен" - подлинная современная трагедия.. Золя, как и Бальзак в "Отце Горио", прибегнул в ней к шекспировскому сюжету:  Тереза  Ракен  - это леди Макбет, как старый бальзаковский добряк - король Лир". В следующем произв. для т-ра - комедии "Наследники Рабурдена"  (1874, "Т-р Клюни"),-3. показал группу смешных в своей едва скрываемой алчности про-винц. мещан, жаждущих смерти мнимо  богатого  родственника.  В  этой комедии 3. использовал сюжетную канву "Вольпоне" Б. Джонсона, комедийные ситуации, характерные для произв. Мольера. Среди  др.  пьес  3.:  едкий, брызжущий  смехом  фарс  "Розовый  бутон"  (1878,  т-р  "Пале-Рояль"), мелодрама "Рне" (1881,  т-р  "Водевиль",  1887),  лирич.  драмы  "Мечта" (совм. с Л. Галле, 1891,  т-р  "Опера  комик"),  "Мессидор"  (1897,  т-р "Опера"), "Ураган" (1901, "Одева  комик").  В  лирич.  драмах  (написаны ритмич.  прозой)  воплощена  трепетная  вера  3.  в  "поэзию  труда,  в необходимость  и  красоту  творчества,  в  жизнь...,  в  грядущую  жатву справедливости".  Аллегорич.  характер  драм  (время  и  место  действия вымышлены) сближает вх с пьесами. позднего Ибсена, Метерлинка. Большинство пьес 3. было  враждебна  встречено  и  бурж.  критикой  и "избранной"  публикой  парижских.  премьер,  воспитанных  на  "хорошо сделанных)) пьесах В. Сарду, Э. Ожье, А. Дюма-сына, Э. Лабиша и др. В 70-е гг. 19 в. 3. регулярно выступал в качестве  театр.  критика  в периодич. печати с пропагандой и тео-ретич.  обоснованием  необходимости радикальных реформ, подлинной революции в  театр.  иск-ве.В  1875-80  он посвятил несколько полемич. статей борьбе с условностью романтич.  драмы (цикл "Парижских писем", печатавшихся в петерб. журн. "Вестник Европы"). В 1881 3. объединил разрозненные статьи о  т-ре  в  два  сборника  "Наши драматурги" и "Натурализм в театре". Эти работы сыграли огромную роль  в борьбе за  новую  реалистич.  драматургию  против  эпигонской  продукции романтиков сер.  19  в.  и  бурж.  мелодрамы  Скриба,  Ожье,  Сарду,  за возрождение и развитие лучших нац. традиций.  В  сб.  "Наши  драматурги" воссозданы  творч.  портреты  В.  Гюго,  Жорж  Санд,  современников 3.Дюма-сына, Лабиша, Сарду, в полемике с к-рыми создавалась  и  эстетич. теория 3., помещены очерки театр. деятельности соратников 3.-  А.  Доде, Эркмана-Шатриана, бр.  Гонкур.  В  теоретич.  части  кн.  "Натурализм  в театре" 3. дает историч. объяснение этапов развития франц.  драматургии. Несмотря на крайности в оценке наследия Гюго и Жорж Санд, 3. историчен в обосновании главного - закономерности появления романтич. драмы (нач. 19 в.) на смену классицистской трагедии. 3. считает, что романтизм исчерпал себя, не соответствует требованиям современности и должен уступить место натурализму.  Программа  натурализма,  выдвинутая  3.,  по  существу родственна,  тождественна  реализму.  Не   случайно   в   качестве предшественников натурализма 3. называет  Мольера,  Реньяра,  Бомарше  и Бальзака.  Натурализм,  в  понимании  3.,  наследует  лучшие  традиции предшествующих эпох в развитии театр. иск-ва. Выступая в защиту создания "живых характеров",  взятых  в  "типических  положениях",  3.  призывает использовать традиции драматургии Мольера, Корне-ля, Расина.  Критически анализируя совр. ему франц. драматургию, 3.  формулирует  осн.  принципы нату-ралистич. т-ра.  Он  требует  сближения  т-ра  с  жизнью,  изучения человеческих проблем в формах самой  реальности,  призывает  к  созданию пьес, в к-рых  вскрывалась  бы  взаимосвязь  героя  и  среды,  а  вместо "марионеточных  фигур"  появлялись  индивидуальные  и  живые,  "научно исследованные"  характеры.  3.  считал,  что  необходим  пересмотр  всех компонентов т-ра - от иск-ва актера до декорационного  оформления.  Осн. требование 3. к актеру: чтобы он "жил пьесой вместо того,  чтобы  играть ее".  3.  беспощаден  к  напыщенному  стилю  игры,  декламационности, неправдоподобию поз и жестов актера, издавна утвердившихся  на  сцене  и поддерживаемых рутинерами. В качестве  примера  нового  понимания  задач иск-ва 3.  приводит  игру  итал.  актера  Т.  Сальвини  в  роли  Коррадо ("Гражданская смерть" Джакометти). Останавливаясь на вопросах оформления спектакля, он прослеживает историю развития декорац.  иск-ва,  выступает против  абстрактных  декораций  франц.  классицистского  т-ра  и  против традиций шекспировской сцены, лишенной декораций. 3. считает необходимым заменить  декорации,  "не  приносящие  пользы  драматическому  действию" такими, к-рые с  документ,  правдивостью  передают  примеры  "социальной среды во всей  ее  сложности".  Одновременно  он  предостерегает  против "точнейшего копирования природы", упрощенно-нату-ралистич. использования декораций.  Принцип  "возможно  больше  приблизиться  к  жизни"  был основополагающим в его высказываниях о роли театр. костюма и бутафории. Теория  натуралистич.  т-ра,  разработанная  3.,  содержала  в  себе противоречия между реалистич.  принципами  воссоздания  действительности (психологич. исследование современного человека) и эклектизмом в  оценке прекрасного.  Справедливо  ополчаясь  на  романтиков  за  их  отход  от современности к изображению историч. событий, 3. полемически  утверждал, что "поэзия - решительно всюду и во всем... у всякого факта,  во  всякое время есть  своя  поэтическая  возвышенная  сторона".  Исходя  из  этого положения, 3. выдвигал в качестве одной из задач совр. т-ра -  извлекать "возвышенную  поэзию...  из  буржуа  нашей  эпохи",  т.  е.,  призывая поэтизировать буржуа  конца  19  в.  в  духе  "Отца  Горио"  и  "Дельца" Бальзака, отдавал дань конформистским иллюзиям. Теоретич.  взгляды  и  практика  3.-  драматурга  оказали  огромное воздействие  на  творчество  его  современников  и  последователей  - драматургов А. Бека, О. Мирбо, П. Алексиса во Франции, А. Стриндберга  в Швеции, на актерское и режиссерское иск-во А. Ан-туана. В 20 в. сатирич. тенденции,  характерные  для  пьес  "Наследники  Рабурдена"  и  "Розовый бутон", развивают в своих произв. франц.  комедиографы  М.  Паньоль,  А. Салакру. Значит, роль в утверждении принципов реализма во франц. т-ре  сыграли инсценировки, созданные В.  Бю-знаком  по  романам  и  новеллам  3.  при участии самого 3.: "Западня" (совм. с  О.  Гастино,  1879,  т-р  "Амбигю комик"), "Нана" (1881, там же), "Накипь" (1883, там же), "Чрево  Парижа" (1887, "Т-р де Пари"), "Жак д'Амур" (1887, "Свободный т-р"), "Жерминаль" (1888, т-р "Шатле"), "Мечта" (1891,  "Опера  комик"),  "Страница  любви" (1893, т-р "Одеон"), "Земля"  (1902,  Т-р  Антуана),  "Проступок  аббата Муре" (1907, "Одеон") и др. Место и значение драматургии 3. для нац. т-ра и драматургии определил А. Антуан: "Благодаря  Золя  мы  завоевали  свободу  в  театре,  свободу постановки пьес с любыми сюжетами, на любую тему,  свободу  выводить  на сцену народ,  рабочих,  солдат,  крестьян  -  всю  эту  многоголосную  и великолепную толпу". С о ч.: Les oeuvres completes, v. 1 -50, P., 1927-38; Le  naturalisme au theatre,  P.,  1928;  Nos  auteurs  dramatiques,  P.,  1928:  в  рус. пер.Натурализм в театре, Полное собр. соч., т. X,  Киев,  1903;  "Тереза Ракен", СПБ, 1891. Лит.: Б а р б ю с А., Золя, пер. с франц.,М.-Л., 1933; К о г а н П.  С.,  Очерки  по  истории  западно-европейского  театра, М.-Л., 1934; Гвоздев А. А., Западно-европейский театр на рубеже 19 и  20 столетий, Л.-М., 1939; К л е-м а н М. К., Эмиль Золя, Л., 1934; Р е и  з о в Б. Г., Вопросы эстетики Золя, в кн.:  Ученые  записки  ЛГУ,  ј  184. Серия филологич. наук. Л., 1955, вып. 22; Alexis P., Emile  Zola.  Notes d'un ami. P., 1882; В г u n e a u A., A l'ombre d'un grand cosur, P.,193 2; Antoine A., Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1922; Le В 1 о  u d-Z о 1 a, D., Emile Zola raconte par sa fille, P., 1931; D ou с е t F., L'esthetique d'Emile Zola et son application a la  critique,  P.,  1923; Martine P., Le naturalisme francaic, P., 1923. В. Бал.