АНДЖОЛИНИ
										АНДЖОЛИНИ (Angiolini), Гаспаро (1731,  Флореть  ция,-  5.  II.  1803, Милан)  -  итальянский  балетмейстер,  артист  балета,  либреттист  и композитор. Род. в театр. семье, первоначальное хореографич. образование получил у своего отца Франческо А. В 1747-50 в Венеции состоялись первые выступления А. в пантомимных ролях. В  1757  в  Турине  поставил  первые небольшие балетные представления на музыку Р.  Джоаннетти.  Позднее  под руководством Ф. Хилъ-фердинга углубил свои познания по теории и практике пантомимного балета и начал работу над т. н.  "действенным  танцем"  (па д'аксъон). А. утверждал на сцене героич., трагедийный балет. Он  считал, что  в  балете  внутренняя  жизнь  героя  должна  раскрываться  во взаимодействии танца, пантомимы и музыки. В 1759-66 работал в  Вене  как танцовщик  и  балетмейстер.  Здесь  сблизился  с  X.  Глюком   и поэтом-либреттистом Р. Кальцабиджи,  по  либретто  к-рого  Глюк  сочинил музыку к пантомимным балетам, а их первую постановку осуществил А.: "Дон Жуан" (1761), "Семирамида" (по Вольтеру, 1765). Балет "Дон Жуан", в к-ром А. исполнял заглавную партию, был первым  трагич. пантомимным балетом и имел большой успех. А. предпослал  программе  "Дон Жуана" предисловие, носившее  характер  манифеста  пантомимного  балета. Свои теоретические взгляды А. выразил в полемике с Ж. Ж. Новером о путях развития действенного танца ("Письма  к  Новеру  о  пантомимных  балетах древних",  1765)  и  в  предисловиях  к  либретто  балетов  "Семирамида" ("Рассуждения о  пантомимных  балетах  древних",  1765)  и  "Оставленная Дидона" (1766). В 1766 А. впер-вые посетил Россию, где пробыл  до  1772, затем был в 1776-79 и 1782-86. А. ставил балетные спектакли в  Москве  и Петербурге: "Александр" Глюка (1767, Москва), "Семи-ра"  (1772,  муз.  и либретто А. по одноименной трагедии А. Сумарокова, Петербург),  "Ариадна и Те-сей",  "Китайская  сирота"  (1776,  1777,  музыка  и  либретто  А., Петербург) и др. А. сделал попытку воссоздать на сцене русские  народные обряды и игры ("Забавы о святках", 1767, муз. А., Москва). Ставил  также аллегорические балеты и  танцы  в  операх.  Преподавал  в  Петербургском театральном училище. По возвращении в Италию принимал участие  в  борьбе  за  освобождение страны от австр. владычества.  В  1799  был  выслан  в  Бокке-ди-Каттаро (вернулся в Милан в 1801). С о ч.: Оставленная Дидона, СПБ, 1766; Армида и Ринальдо, СПБ,  1769; Семира, СПБ, 1772. Лит.: Ш т e л и н Я., Музыка и балет в  России  XVIII  века,  пер.  с нем., Л., 1935; Гозенпуд А.,  Музыкальный  театр  в  России,  Л.,  1959; Левннсон А., Мастера балета, СПБ, 1914, с. 9-52, 77; H a  a  s  R.,  Der Wiener  B'ihnentanz  von  1740  bis  1767,  в  кн.:  Jahrbuch  der Musikbibliothek Peters fur 1937. Lpz., 1938; A  r  end  M.,  Gluck,  B., 1921. Harn. P.