ЗНАМЕНИТАЯ БАНДА
										"ЗНАМЕНИТАЯ БАНДА" (Beruhmte Bande) - немецкая  странствующая  труппа комедиантов. Суще-ствовала в 17 в. Создана актером К. Паульсеном в  50-х гг. 17 в. Особенную известность приобрела под рук. И. Фелыпена (в  конце 17 в.), образованного человека, талантливого актера и  переводчика.  "З. б." заняла ведущее положение среди странствующих трупп и  получила  свое название  знаменитой  (актерские  объединения  назывались  в  те  годы "бандами") за мастерство исполнения и  высокохудожественный  для  своего времени репертуар. В 1685 "З. б."  стала  придворной  труппой  курфюрста Саксонского  и  в  течение  5  лет  выступала  на  сцене  Дрезденского придворного т-ра, оснащенного новейшей машинерией и декорациями;  актеры были зачислены на постоянные годовые оклады. В труппу входили  известные нем. актеры: А. Эленсон, И. Страницкий, супруги X. и Э. Шпигельберг,  К. Фельтен и др. Это был один из первых нем. коллективов, где женские  роли исполнялись актрисами. В репертуаре труппы долгое время сохранялись имевшие большой успех  у публики  "главные  и  государственные  действа"  -  трагедии,  в  к-рых действовали  историч.  персонажи.  Выспренные,  напыщенные,  подчеркнуто драматич. сцены перемежались грубыми  фарсовыми  сценками,  текст  к-рых импровизировался актерами. "З. б."  ставила  также  различные  переделки (пьесы Шекспира, Бомонта, Кальдерона) и  кровавые  драмы  из  репертуара англ. комедиантов, выступавших в Германии в нач. 17 в. Фельтен пытался утвердить на нем. сцене класспч. драматургию. "З. б." поставила 10 пьес Мольера в прозаич. переводе  (были  опубл.  в  1684  в Нюрнберге), "Сил" Корнеля, исп. комедии "плаща и шпаги", а  также  пьесы А. Грифиуса, X. Вейзе и др. Постановка этих пьес,  особенно  драматургии Мольера, усиливала реалистич. направленность в  актерской  игре,  актеры отказывались от крикливой патетики, присущей немецкому т-ру тех  лет,  и вносили  в  исполнение  своих  ролей  психологическую  достоверность, конкретность. Деятельность "З.  б.",  много  гастролировавшей  по  стране,  сыграла значит, роль в формировании немецкого проф. т-ра. В 1690, после смерти Саксонского курфюрста,  "З.  б."  лишилась  всех привилегий и  стала  бродячей  труппой.  После  смерти  Фельтена  (1692) руководство труппой перешло к его жене К. Фельтен, возглавлявшей  труппу ок. 25 лет. Конкуренция,  отсутствие  поддержки  со  стороны  бюргерства вынудили труппу возвратиться  к  импровизац.  спектаклям  и  фарсам.  Из труппы ушли лучшие актеры и "З. б." утратила свое значение. Лит.:  История  западноевропейского  театра,  под  общ.  ред.  G.G. Мокульского, т. 1, М., 1956, с. 686-90; Weddi-g е n О.,  Geschichte  der Theater Deutschlands, B., [s. a.]; Gregor I., Weltgeschichte des Theaters, Zurich, 1933; W a h n r a u G.. Berlin-Stadt der Theater, B., 1957. И. Н.