ЗИНГШПИЛЬ
										ЗИНГШПИЛЬ (нем. Singspiel, от  singen  -  петь  и  Spiel  -  игра)  - музыкально-драматический жанр, распространенный в Германии и Австрии  во 2-й пол.  18  и  нач.  19  вв.;  пьеса  с  муз.  номерами  или  опера  с разговорными диалогами (вместо речитативов), преим.  компч.  содержания. Музыка 3. проста, рассчитана на популярность, тесно связана с нар.  муз. культурой. Занимает в пьесе  гл.  место,  но  количественно  может  быть ограничена (в 3. "Директор театра" Моцарта, кроме увертюры, всего 4 муз. номера). По содержанию 3.  связаны  с  мещанской  драмой.  Строились  на бытовых, "прозаических"  сюжетах,  но  включали  в  себя  и  эле'  менты сказочности, идилличности, иронии. Нек-рые  3.  были  пронизаны  критич. отношением к действительности, им были присущи демократич. тенденции. 3. впитали традиции итал., франц., англ.  комич.  оперы.  Классич.  образцы 3.-у Моцарта ("Похищение из  сераля",  1782,  "Директор  театра",  1786) характеризуются углубленной тематикой,  усложненной  муз.  драматургией. Преодолевая узость жанра, Моцарт преобразует 3. в новый тип комич. оперы ("Волшебная флейта", 1791). Популярными авторами  3.  были  И.  Штандфус ("Черт на свободе",  1752),  И.  А.  Гиллер,  В.  Мюллер,  И.  Шенк,  К. Диттерсдорф ("Доктор и аптекарь", 1786), И. Андре, X.  Г.  Нефе,  И.  Ф. Ройхардт и др. В лит. развитии 3. принял  участие  Гете,  к-рый  написал тексты к зингшпилям Рейхардта "Йери и Бетели" и "Эрвин и Эльмира". С развитием  романтизма  в  музыке  и  распространением  итал.  оперы интерес к 3. снижается. В течение 1-й пол. 19 в. 3.  и  родственные  ему формы (лидер-шпиль и  др.  образцы  ранней  комич.  оперы)  окончательно исчезают. Лит.: Schletterer H., Das deutsche Singspiel, Lpz., 1863; L ii t h  g e A., Die deutsche Spieloper, Brunswick, 1924; C almu s  G,  Die  ersten deutschen Singspiele von Standfu? und Hiller, Lpz., 1908; M o s e  r  H. J., Geschichte der deutschen Musik, Bd 1-3, В.- Stuttgart, 1928-30. Ал. M.