ЗАВАДСКИЙ
										ЗАВАДСКИЙ, Юрий Александрович [р. 30.VI (A2VII). 1894, Москва-русский советский режиссер, наДтер, педагог, театральный деятель. Нар. арт. СССР (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Род. в дворянской семье.  Учился в Моск. ун-те; в 1915 поступил  в  Студию  Е.  Б.  Вахтангова,  где  был сначала художником, затем актером и режиссером. В 1924-31 - актер МХАТа. В 1924 основал студию, реорганизованную в 1927 в Театр-студию  под  рук. Завадского (см. Завадского студия).  В  1932-35-худ.  рук.  Центр,  т-ра Красной Армии, в 1936-40 - Ростовского т-ра им. Горького. С 1940  -  гл. режиссер Московского т-ра  им.  Моссовета.  Ведет  педагогич.  работу  в ГИТИСе (с 1940). С 1947-профессор. Гос. пр. СССР (1946, 1951). Создав первые роли - Антоний ("Чудо св. Антония"  Метерлинка,  1916), Калаф ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922) - под руководством  Вахтангова, 3. воспринял от него стремление к изящной театр.  форме,  праздничности, легкости сце-нич. представления. Работа под рук. Станиславского в  МХАТе над ролями Чацкого (1925), Графа Альмавивы  ("Женитьба  Фигаро",  1927), Трубецкого ("Николай 1и декабристы" А, Р. Кугеля, 1926) открыла перед 3. неисчерпаемые возможности, определила  стремление  к  глубокому  анализу душевной жизни человека. В годы  работы  в  Театре-студии  порой  театр. форма  постановок  становилась  для  3.,  увлеченному  театр.  "игрой", самоцелью  ("Волки  и  овцы";  "Школа  неплательщиков"  Вернея  и  др.). Искусство 3. достигло зрелости к сер. 30-х гг., когда  выявились  лучшие черты его творчества - лиризм, рождающийся в результате  проникновенного раскрытия  характеров  современников,  оптимизм  восприятия   жизни художником.  Героическое,  великое  раскрывалось  им  как  задушевное, органически присущее каждому человеку -спектакли "Мстислав Удалой" Прута (1932), "Гибель  эскадры"  (1934),  пост.  в  ЦТКА;  "Машенька"  (1941), "Нашествие" (1943); "Встреча в темноте" Кнорре (1944),  "Бранденбургские ворота" Светлова (1946), пост. в Т-ре им.  Моссовета.  3.  вписал  яркую страницу  в  сценич.  историю  комедий  Гольдони  ("Трактирщица",  1940, "Забавный случай",  1942)  и  Шекспира  ("Укрощение  строптивой",  1938, "Виндзорские насмешницы", 1957), утверждая  при  пост.  этих  спектаклей принцип   контрастного   сочетания   драматизма   и   комедийности, психологической правды и откровенной театральной игры. Опытный режиссер-педагог, 3. воспитал ряд выдающихся актеров - В.  П. Марецкую, Н. Д. Мордвинова, О. Н. Абдулова, Р. Я. Плятта и  др.,  создал актерскую школу, особенностями к-рой являются  легкость  перевоплощения, широкий диапазон творчества-от остродраматических трагедийных  ролей  до фарсовых, буффонных. Увлекаясь живописью (3. нередко выступал  в  ранние годы художником своих спектаклей), 3. всегда  уделяет  большое  внимание внешнему облику спектакля, являясь сторонником поэтич., изящного  образа постановки. Среди спектаклей, пост. 3. в 40-е гг.,  -  "Отелло"  (1945), "Госпожа министерша" Нушича (1946). Среди лучших спектаклей, поставленных 3. во 2-й пол. 50-х - нач. 60-х гг.: "Дали неоглядные" (1957)  и  "Летом  небо  высокое"  (1960)  Вирты, "Битва в пути" по  Николаевой  (1958),  "Антей"  Зарудного  (1961).  Эти спектакли свидетельствуют о дальнейшем  развитии  3.  принципов  лирич., светлого воспроизведения совр. действительности. Соч.: Из опыта режиссера,  в  сб.:  Работа  режиссера  над  советской пьесой, М.-Л., 1950; Работа режиссера с  художником  и  композитором,  в кн.: Режиссер в советском театре, М.-Л., 1940;  Композиция  сценического пространства, в сб.: Театральный альманах, кн. 2 (4), M., 1946. Лит.: Образцова А. Г.,  Режиссерское  творчество  Ю.  А.  Завадского. Автореф.  дисс.,  М.,  1951;  Незнамов  М.,  Творческий  путь  театра, [Ростов-на-Дону], 1939. А. О.