ЖУКОВСКИЙ
										ЖУКОВСКИЙ, Василий  Андреевич  [29.1  (9.  II).  1783,  с.  Мишенское Тульской губ.,-12(24). IV. 1852, Баден-Баден (Германия)] - русский поэт. Образование  получил  в  благородном  пансионе  при  Моск.  ун-те.  Лит. деятельность начал в 1801, Творчество Ж. явилось новым этапом в развитии рус. художеств. культуры, связанным с кризисом классицизма  и  рождением романтич. иск-ва. В 1808-1Q Ж. поместил в журн. "Вестник Европы"  (редактором  к-рого  он  был  в 1808-09, в 1810 совм. с проф. М. Т. Каченов-ским) ряд прогрессивных  для своего времени статей - эстетических и  театр.-критических,  выдвигая  в них  роман-тич.  требование  свободы  творчества,  подчеркивая  значение вдохновения  и  чувства  в  творческом  процессе,  требуя  от  художника создания целостного характера. В статьях, содержащих разбор игры  франц. актрисы Жорж ("Вестник Европы", 1809, ј 22 и 23), Ж. критикует гастролершу за приверженность к клас-сицистич. школе,  лишающую  ее  исполнение  внутр. теплоты и правды, осуждает Жорж за холодность, скованность, склонность к внешним эффектам. Ж. хочет видеть  на  сцене  живого  человека  во  всем богатстве его внутр. мира. Он считает, что актер не  может  быть  связан никакими "правилами" и  должен  исходить  лишь  из  собственных  чувств, знания человеческой души. Ж. требует от актера  слияния  с  изображаемым лицом,  способности  правдиво  вести  себя  в  обстоятельствах  пьесы. Утверждая самостоят. значение актерского творчества, Ж. создает рецензию нового типа, в к-рой оценивает не мастерство и не отдельные  достоинства актера, а рассматривает образ в целом (впоследствии Белинский в  статьях о Мочалове развил этот тип рецензии до совершенных форм). Сюжеты  баллад Ж. использовались для создания романтич.  спектаклей  в  т-ре  20-х  гг. ("Светлана, или Сто лет в один день", 1822, Петерб. т-р; "Сон Светланы", 1825, там же) и  романтич.  опер  ("Вадим,  или  Пробуждение  двенадцати спящих дев", 1832, композитор А. Н. Верстовский). Ж. принадлежит  комич. опера "Богатырь Алеша Попович, или  Страшные  развалины",  написанная  в традициях  рус.  сказочной  оперы  18  в.  С  чтением  стихотворений  Ж. выступала Е. С. Семенова. В 1823 Ж. перевел для актрисы Колосовой  пьесу Скриба "Валерия, или Слепая" пост. в том же году). В 1821 им осуществлен замечательный по своим поэтич.  достоинствам  перевод  трагедии  Шиллера "Орлеанская дева"; запрещенная цензурой, эта трагедия  попала  на  сцену лишь в 1884 благодаря настойчивости Ермоловой,  создавшей  в  ней  образ Иоанны д'Арк. Соч.: Полное собр. соч., т. 1-3, П., 1948; Очерки по истории  русской журналистики и критики, т. 1,Л., 1950. Т. Р.