ЖОРЖ
										ЖОРЖ (George; наст. фам.-Веймер; Weimer), Маргерит Жозефин  (23.  II.  1787,  Байе,-  11.  I.  1867,  Пасси)  - французская актриса. Дочь музыканта и актрисы. С 5 лет начала  высту-  ' пать на сцене т-ра в Амьене в детских  ролях.  В  1801  училась  сценич. иск-ву у актрисы P оку р. В 1802 дебютировала в  т-ре  "Комеди  Франсез" (роль Клитемнестры - "Ифи-гения  в  Авлиде"  Раси-на).  Обладая  строгой "античной" красотой, величественной внешностью, низким голосом металлич. тембра и огромным по диапазону, Ж. исполняла "сильные" роли в  трагедиях (в противовес "нежным",  лирич.  ролям,  к-рые  играла  ее  соперница-К. Дюшенуа).  Среди  лучших  ролей  Ж.:  Гермиона,  Роксана  ("Андромаха", "Баязет"  Раси-на),  Корнелия,  Арсиноя  ("Смерть  Помпея",  "Нико-мед" Корнеля), Идаме ("Китайский сирота" Вольтера). С самого  начала  сценич. деятельности Ж. выступала также в ролях "трагических матерей": Агриппина ("Британник" Расина), Клеопатра, Медея ("Ро-догюна",  "Медея"  Корнеля), Меропа,  Семирамида  (о.  п.  Вольтера)  и  др.  Ж.  была  яркой представительницей  позднего  классицизма,  с  характерной  для  него торжественной приподнятостью, декоративностью. От Рокур она унаследовала традиционную напевную декламацию, от своего постоянного партнера, актера Ф. Ж. Тальма, восприняла  повышенную  экспрессию,  резкую  контрастность эмоц. переходов. В 1808-12  гастролировала  в  России  (в  Петербурге  и Москве; роли - Федра в о. п. Расина; Клитемнестра,  Семирамида,  Меропа; Аменаида - "Танкред" Вольтера). Вначале  внешне  эффектная  "завывающая" декламация Ж. произвела сильное впечатление на рус. актеров  и  светскую публику. Однако  соревнование  Ж.  с  выдающейся  рус.  актрисой  Е.  С. Семеновой (обе актрисы выступили, исполняя одни и те же  роли,  в  Новом императорском, или т. н. Арбатском, т-ре в Москве)  завершилось  победой Семеновой. В своих "Замечаниях о русском театре" Пушкин противопоставлял "бездушной" Ж. живое и верное чувство  Семеновой.  Пребывание  в  России способствовало  изменению  ортодоксально-классицистских  позиций  Ж. Возвратившись в  1813  в  "Комеди  Франсез",  Ж.  вскоре  после  падения Наполеона  (1818)  оставила  этот  т-р;  выступала  в  провинции, гастролировала за границей (Англия, Бельгия). Нек-рые  из  современников Ж.  (А.  Дюма-отец  и  др.)  считали,  что  причиной  ее  ухода  явились бонапартистские настроения актрисы, неугодные Бурбонам. В 1822  вступила в труппу т-ра "Одеон" (Париж). В 30-е гг. 19 в. Ж.  играла  одновременно на сцене парижских  т-ров  "Одеон"  и  "Порт-Сен-Мартен",  антрепренером к-рых был ее муж Ш. Ж.  Арель.  В  эти  годы  Ж.  стала  одной  из  осн. исполнительниц ролей в произв. романтич. драматургии: заглавная  роль  в пьесе "Жена маршала д'Анкр" А. де Виньи, Маргарита Бургундская, королева Христина ("Нельская башня",  "Христина"  Дюма-отца),  Лукреция  Борджиа, Мария Тюдор (о. п. Гюго) и др. В  этих  пьесах,  написанных  прозой,  Ж. отказалась  от  напевной  декламации;  освободившись  от  скованности традиционной классицистской формы,  актриса  раскрыла  всю  силу  своего трагедийного темперамента. Однако Ж. продолжала  подчеркивать  величавую возвышенность и благородство своих "титулованных" героинь, что  отличало ее игру от иск-ва актеров  демократич.  романтизма.  В  1840  антреприза Ареля потерпела крах. С этого  времени  Ж.  гастролировала  за  границей (Италия, Австрия, Германия, Россия, Турция), выступала и во  Франции.  В 1849 Ж. оставила сцену, но до сер. 50-х гг. иногда выступала в отдельных спектаклях. В 1853  в  т-ре  "Комеди  Фран-сез"  состоялся  спектакль  с участием Ж. (Клеопатра- "Родогюна" Корнеля),  вылившийся  в  чествование Ж.-носительницы нац. сценич. традиций. Соч.: Memoires inedits de  mademoiselle  George,  publies  par  P.-A. Cheramy, P., 1908. Лит.:  Всеволодский  (Гернгросс)  В.  H.,  Театр  в  России  в  эпоху Отечественной войны, СП Б, 1912; Lucas  H.,  M-lle  George  Weymer,  в  кн.:  Galerie  des  artistes dramatiques de Paris, v. I, P., 1841;  MontchampL.,  Les  reines  de  la rampe, P., 1863, с. 137-67; De M a n n e E.-D., Galerie historique de la Comedie francaise pour servir de complement a la troupe de Talma,  Lyon, 1876, с. l-14; R о у e г А., Histoire du theatre contemporain en  France et a l'etranger depuis 1800 jusqu'en 1875, v. I, P., 1878; Claretie  J., Profils de  theatre.  P.,  [s.  d.],  c.  237-48;  Fleischmann  H.,  Une maitresse de Napoleon, P., 1908. E. Ф.