ЖЕНИТЬБА ФИГАРО
										"ЖЕНИТЬБА ФИГАРО", "Безумный день, или Женитьба  Фигаро"  ("La  Folle journee, ou le Mariage de Figaro"),-комедия в 5 д. П. О. Бомарше; вторая часть трилогии, первая - "Севильский цирюльник"  ("Le  Barbier  de  Sevi lie"), третья-"Преступная мать" ("La mere coupable"). Соч. 1779.  Ок.  5 лет была запрещена. Впервые сыграна в 1783 в доме Водрейля, в Жен-вилье, перед придворными зрителями. Первая пост. на проф. сцене-27 апр. 1784  в т-ре "Комеди Франсез" (граф Альмавива - Моле, Графиня - Сен-Валь, Фигаро - Дазен-кур, Сюзанна - Конта, Антонио -  Бельмонт,  Керубино  -  Оливье, Бартоло - Дезессар, Базиль -  Вангов,  Бридуа-зон  -  Превиль,  Дюгазон, Грипп-Солейль - Ларив). Вскоре пьеса  Бомарше  была  вновь  запрещена  и вошла в репертуар ранц. т-ров лишь с сер. 90-х гг.  18  в.  Роль  Фигаро играли: Э. Го, Ф. Ренье, Б. К. и А. О. Коклен, позднее, В. де Сика,  Д.Сорано и др.  Среди  исполнителей  роли  Альмавивы  -  польский  реж.  и  актер Богуславский. В 1957 "Ж. Ф." пост. Нар. нац. т-ром под рук. Вилара. В России "Ж. Ф." пост. в 1785 петербургской франц. труппой  на  сцене Михайловского т-ра,  в  дальнейшем  неоднократно  возобновлялась  (1803, 1839-40, 1857, 1879 и др.). Первая рус. пост. "Ж. Ф." в  пер.  А.  Лабзина  под  назв.  "Фигарова женидьба" - 15 янв. 1787 в Петровском т-ре, Москва (Альмавива  -  Лапин, Графиня - М. Синявская, Фигаро  -  М.  Волков,  Сюзанна  -  Померанцева, Марсели-на - А.  Синявская,  Антонио  -  Ожогин,  Керубино,  в  переводе Любим,-  У.  Синявская,  Бартоло  -  Померанцев,  Бридуа-зон,  в  пер. Оглупилов,- Федотов, Дубльмен,  в  пер.  Взяс-кохватов,-Вишневский).  Из послед, пост. "Ж.Ф." - Большой (Каменный)  т-р,  Петербург,  1816  (граф Альмавива -  Сосницкий,  Графиня  -  Вальберхова,  Фигаро  -  Рамазанов, Сюзанна - А. Асенкова),  1829  (Альмавива  -  В.  Каратыгин,  Графиня  - Вальберхова,  Фигаро  -  Сосницкий,  Сюзанна  -  Сосницкая,  Керубино  - Шелехова (Малый т-р, 1829 (Графиня - Рыкалова, Фигаро - Сабуров, Сюзанна - Сабурова, Антонио - В. Живокини, Бартоло - Щепкин), 1838,  бенефис  Д. Ленского (Фигаро - Ленский, Сюзанна - Репина, Антонио -  Щепкин),  1868, после длит. запрещения пьесы на рус. сцене (Альмавива - Вильде,  Графиня - Медведева, Фигаро -  С.  Шумский,  Сюзанна  -  Федотова,  Марселина  - Акимова, Керубино - Никулина, Бридуазон - П. Садовский), 1910 (Альмавива -  Ленин,  Графиня  -  Яблочкина,  Фигаро  -  Южин,  Бравич,  Сюзанна  - Лешковская, Садов-ская 2-я, Марселина -  Никулина,  Антонио  -  Правдин, Керубино - Гзовская, Бартоло - Сашин, Базиль - Головин, Бридуазон  -  К. Рыбаков; декорации  по  эскизам  Коровина),  Александрийский  т-р,  1877 (бенефис Сазонова, Альмавива- Нильский,  Фигаро  -  Сазонов,  Сюзанна  - Савина), 1883 (Фигаро - М.  Петипа),  т-р  Корша  (1895),  т-р  Горевой, Москва (1890; Фигаро - М. Петипа, Антонио - Градов-Соколов, Бридуазон  - Сашин), Новый т-р, Москва (1899;  реж.  Ленский;  Альмавива  -  Остужев, Фигаро - Н. Яковлев), Камерный т-р,  Москва  (1915;  реж.  Таиров,  худ. Су-дейкин; Фигаро - М. Петипа, Сюзанна - Коонен, Антонио - Аркадии). "Ж. Ф." шла на дореволюц. провинц. сцене:  Казань,  Саратов,  1896-99 (антреприза Бородая); Киев, т-р "Соловцов", 1904 (Альмавива - Берсенев), 1910 (Фигаро - Ст. Кузнецов), Екатеринбург, 1910  (Альмавива  -  Радин), Астрахань, Воронеж, Иркутск, Нижний Новгород, Самара, Харьков, Ярославль и др. На сов. сцене одним из первых пост. "Ж. Ф." б. Александрийский т-р, в помещении б. Михайловского т-ра (в 1918, 1924 - реж. Смолич, Альмавива - Вивьен,     Фигаро     -      Горин-Горяйнов);      театр-студия Художественно-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО), Москва (1919; реж. Ф. Комиссаржевский, худ. Федотов; Фигаро- Закушняк); Т-р им. Франко (1920); Ярославский т-р (1920); Малый т-р (1921; реж. Платон, худ. А. Веснин; Фигаро  -  Н.  Яковлев, Сюзанна - Пашенная, Шухмина, Марселина - Лешковская, Рыжова,  Антонио  - Васенин, В. Лебедев, Керубино - Гоголева, Бридуазон - Климов);  Ленингр. Большой драм. т-р (1926; реж. и худ.  А.  Бенуа;  Альмавива  -  Мичурин, Фигаро - Монахов, Бартоло - Софронов, Базиль - Лариков).  28  апр.  1927 "Ж. Ф."  показал  МХАТ  (пер.  Бертенсона,  Телешевой,  Вершилова,  реж. Станиславский, Телешева, В-ершилов, худ. Головин, комп. Глиэр; Альмавива -  Завадский,  Графиня  -  Степанова,  Фигаро  -  Баталов,  Сюзанна  - Андровская,  Марселина  -  Соколовская,  Антонио  -  Яншин,  Фаншетта  - Бендина, Керубино - Комиссаров, Бартоло - Лужский, Базиль  -  Подгорный, Бридуазон - Тарханов, Дубльмен - Кедров, Грипп-Солейль - Грибков). Среди др. исполнителей "Ж.  Ф."  на  сцене  МХАТ  в  разные  годы  -  Ливанов, Массальский  (Альмавива),  Сластенина  (Графиня),  Прудкин  (Фигаро), Шевченко (Марселина), Топорков (Антонио),  Морес  (Фаншетта),  Готовцев, Станицын (Бартоло). В  дальнейшем  пьесу  Бомарше  показывали:  Вятский  т-р  (1927), Ташкентский т-р (1932), Воронежский  т-р  (1933,  1943),  Казанский  т-р (1933, 1938. 1954), Куйбышевский т-р (1935), Ашхабадский  т-р  (1  935), ТОилисский  т-р  им.  Грибоедова  (1935),  Госдрама,  Ленинград  (1935), Таганрогский т-р (1963, 1951), Т-р им. Марджанишвили (1937;  реж.  Кушита-швили,  худ. Ахвледиани  и  Казбеги;  Альмавива-Гомелаури,  Графиня  -  Анджапаридзе, Фигаро - Годзиашвили, Сюзанна-С. Такайшвили), Петрозаводский т-р (1938), Т-р  им.  Камала  (1938),  Тульский  т-р  (1939),  Омский  т-р  (1939), Новосибирский т-р "Красный факел" (1940), Т-р  им.  Азиэ-бекова  (1940), Астраханский т-р (1940),  Чкаловский  т-р  (1940,  1951),  Якутский  т-р (1942), Т-р им. Сундукяна (1945), Одесский  т-р  Красной  Армии  (1945), Северо-Осетинский  т-р  (1945),  Рижский  т-р  (1948),  Костромской  т-р (1951), Ленингр. т-р Комедии (1952),  Т-р  им.  Кингисеппа  (1953),  Т-р Тихоокеанского  флота  (1954),  Брестский  т-р  (1957),  Майкопский  т-р (1957), Рязанский т-р (1958) и мн. др. Издания: Первая публикация пьесы на франц. яз.э "La Folle journee, ou le  Mariage  de  Figaro",  comedie  en  cinque  acts  en  prose  par  M. Beaumarchais, P., 1785. Первый рус.пер.- "Фигарова женидьба", комедия  в 5 д. Сочинения Петра Августина Карона де Бомарше, переведенная  на  рус. яз. А. Л., М., 1787. Из послед, дореволюц.  пер.-  "Безумный  день,  или Женитьба Фигаро", пер. А. Н. Чудинова, СПБ, 1889 (переизд. 1897,  1934). Из сов. пер.: Бомарше. Трилогия, пер. В. Э. Морица,  М.-Л.,  1930;  Пер. Бертенсон, Б. Вершилова, П. Маркова  и  Е.  Телешевой.  Стихи  В.  Масса (Вариант МХАТа), М., 1957. Лит.: "Театральный и музыкальный вестник", М., 1860, ј 33, с. 265-69; Васильев С., Театральная хроника. Сезон  1895-96,  М.,  изд.  Рассохина, 1896, с. 36-45; M o-кульский С. С.,  Бомарше  и  его  театр.  Л.,  1936; Горчаков Н., Режиссерские уроки К. С. Станиславского, 2 изд., М.,  1951, с.  355-394;  Ежегодник  МХАТ.  1949-50  гг.,   М.,   1952,   с. 574-582;Французский театр эпохи Просвещения. Сборник  пьес,  т.  2,  М., 1957, с. 175-282; Ф и н к e л ь " штейн Е., Пьер Огюстен Карон  Бомарше. 1732-1799. Л.-М., 1957. Л. Ц]н.