ЕСЛИ БЫ
										"ЕСЛИ БЫ" (или "Магическое,  творческое  если  б  ы")  -  специальное выражение, введенное  К.  С.  Станиславским  в  театральную  педагогику, режиссуру  и  работу  актера;  прием  для  нахождения  "подлинного, продуктивного и целесообразного действия", а вслед за ним и  переживания в учебном этюде, сцене, роли. ""Если бы" является для артистов  рычагом, переводящим нас из действительности в мир,  в  котором  только  и  может совершаться творчество" (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 2, 1954, с. 57). Актер создает в своем воображении те или иные обстоятельства  внеш. среды (окружающие его в наст. момент или  окружавшие  его  в  прошлом  - предлагаемые обстоятельства") и ставит перед собой вопрос: что бы я стал сегодня, здесь, сейчас делать, какие бы я действия совершал, если бы эти обстоятельства (или какое-то одно из них) были не вымыслом  воображения, а  подлинной  реальностью.  Жизненный  опыт,  логика,  натренированное воображение, эмоциональная память,  внимание  и  воля  подсказывают  ему ответ. Если актер искренен, то он точно знает, что ему в  данном  этюде, данной  сцене  нужно  делать:  он  может  с  полной  непосредственностью действовать  так,  как  если  бы  он  находился  в  воображаемых  (в действительности  в  данный  момент  отсутствующих)  обстоятельствах.  В единстве  с  найденным  подлинным  действием  у  него   возникают соответствующие заданной ситуации  искренние  переживания.  Предлагаемые обстоятельства (а следовательно, и "если бы") даны актеру прежде всего в пьесе,  далее  они  дополняются  режиссером,  уточняются,  развиваются, конкретизируются и воссоздаются воображением актера. К. С. Станиславский писал: "С момента появления "если бы" артист  переносится  из  плоскости действительной,  реальной  жизни  в  плоскость  иной,  создаваемой  им, воображаемой им жизни. Поверив ей, артист может начать творить" (там же, т. 1, 1954, с. 305). "Но в сложных пьесах сплетается большое  количество авторских и других всевозможных "если бы", оправдывающих то  или  другое поведение, те или другие поступки героев" (там же, т. 2, с. 58). Включая в свои представления об окружающем все новые и новые  "если  бы",  актер постепенно  приходит  к  тому,  что  все  предлагаемые  обстоятельства, определяющие  поведение  героя  в  спектакле,  он  может  произвольно воспринимать  так,  как  если  бы  они  были  подлинной  реальностью.  В результате актер может по собств. заказу в назначенный день и час начать жить жизнью образа - действовать согласно  логике  образа  и  переживать роль. Но он остается в то же время самим собой: действия  его  в  образе оказываются искренними, выполняемыми от  первого  лица  ("я  прошу",  "я объясняю" и т. п., а не "мой герой просит, объясняет" и т. п.). Так, при помощи "если бы" в иск-ве переживания достигается перевоплощение. Но оно не может быть достигнуто, пока в поведение актера не включены "если бы", определяющие  отличительные  особенности  логики  действий  данного конкретного образа. Это те "если бы", к-рые определяют не только то, что надлежит делать актеру в роли, но и то, как ему эти действия  совершать. Скупой и щедрый, экспансивный  и  сдержанный,  старый  и  молодой  будут действовать в одних и тех  же  внешних  условиях  по-разному.  Чтобы  не изображать (не представлять) старого, скупого, жадного и т. п. человека, а действовать согласно его логике, актер ставит перед собою вопрос:  при каких обстоятельствах я вел бы себя как старый,скупой, жадный  и  т.  п. человек. При помощи памяти, воображения и логики  он  воссоздает  именно эти обстоятельства, включает их  в  число  окружающих  его  предлагаемых обстоятельств  и  тогда  для  него  оказывается  логичным,  естественным действовать так, как если бы он был стар, скуп, жаден и т. д.  При  этом любая  особенность  характера   образа   приобретает   неповторимые индивидуальные черты, свойственные только данному актеру в данной  роли. Таким  путем  "если  бы"  предохраняет  актера  от  штампа  ("играния характерности", "играния образа", "играния результата") и побуждает  его самостоятельно творить на  основе  пьесы  и  толкования  ее  режиссурой. Назначение "если  бы"  -  творч.  перевоплощение  в  образ.  Пользование приемом "если бы" требует от актера умения концентрировать свое внимание на вымышленных обстоятельствах, воспринимать их как реальность и  умения постепенно вводить в круг предлагаемых  обстоятельств  все  новые  "если бы", приближающие актера к логике действий образа  -  к  творч.  слиянию актера с ролью, к перевоплощению. Лит.: Станиславский К. С., Работа актера над собой. Собр. соч., т. 2, М., 1954, гл. 3; его же,  Режиссерский  план  "Отелло",  М.-  Л.,  1945; Топорков В., Станиславский на репетиции,  М.-  Л.,  1950;  Горчаков  Н., Станиславский о работе режиссера с актером, М., 1958. /7. Е.