ЕВРЕИНОВ
										ЕВРЕИНОВ,  Николай  Николаевич  (26.II.1879-7.II.   1953)-русский драматург, режиссер, теоретик  и  историк  театра.  В  своих  работах  о т-ре-"Театр как таковой" (1912), "Театр для себя" (1915), "Происхождение драмы" (1921) и др.-отстаивал субъективно-идеалистич. взгляд на  иск-во. Е. рассматривал культуру  как  результат  присущего  человеку  инстинкта театр. преображения. Он утверждал,  что  творчество  служит  потребности самовыявления, жизнь-непрерывный  "театр  для  себя",  к-рый  устраивают личность, класс, народ, стремясь посредством творчества  различных  форм (социальных,  бытовых,  художественных)   отгородиться   от   хаоса непознаваемого  якобы  мира.  Под  понятие  т-ра  Е.  подводил  самые разнообразные явления (вплоть до казней и пыток), в то  же  время  лишая т-р  в  собственном  смысле  слова  его  идейно-эстетич.  специфики, отказываясь видеть  в  нем  средство  отражения  объективной  реальности (отсюда - отрицание ведущей роли драматургии). В т-ре для Е.  важно  то, что он называет "монодрамой"-  иррационально  толкуемый  момент  слияния актеров и зрителей в творчестве новых форм жизни  (спектакля),  а  также своеобразие внешних приемов создания зрелища, актерской игры. Взгляды Е. сказались на деятельности Старинного т-ра, созданного по его  инициативе (совм. с Н. В. Дризеном) в Петербурге (1907-08, 1911-12; Е. руководил этим т-ром). Спектакли  Старинного  т-ра  (реконструкция представлений франц.  средневековья,  исп.  Возрождения)  явились  ярким выражением   стилизаторских    и    традиционалистских    тенденций, распространенных в предреволюционном бурж. иск-ве. Е. ставил спектакли в т-ре Комиссаржевской (Петербург, 1908-09; "Саломея" Уайльда,  "Франческа да Римини" Д'Аннунцио), т-ре "Кривое  зеркало"  ("Ревизор"  Евреинова  и Кугеля, "Гастроль Рычалова" Эрен-берга и Волконского и др.). Отношение к жизни как к "театру для себя",  культ  индивидуализма  и  субъективизма, увлечение экзотическим и причудливым характерно и для пьес Е.- "Красивый деспот"  (1907),  "Такая  женщина"  (1908),  "Самое  главное"  (1921), миниатюр, написанных для т-ра "Кривое зеркало" в Петербурге. В нач. 20-х гг. Е. эмигрировал во Францию. Написал книги "Театр  в  России  до  1946 года" ("Le theatre en Russie avant 1946", P., 1946) и "История  русского театра" ("Histoire du theatre russe", P., 1947). Соч.: Введение в монодраму, СПБ, 1909; Испанский актер XVI-XVII  вв., в кн.: Испанский театр. Статьи Барон, Н. В. Дризен, К. Миклашевского, Н. Евреинова. [СПБ, 1911]; Рго scena  sua.  Режиссура.  Лицедеи.  Последние проблемы  театра,  [Пг.],  1915;  Театр  как  таковой.  (Обоснование театральности в смысле положительного начала  сценического  искусства  и жизни, СПБ, 1912, 2 изд., М-, 1923; Театр для себя, ч. 1-2, [Пг.], 1915; Происхождение драмы, Пг.,  1921; Первобытная драма германцев, Пг., 1922; Театральные инвенции, М.,  1922; Азазел и Дионис. О происхождении сцены  в  связи  с  зачатками  драмы  у семитов,Л.,1924;  Крепостные  актеры,  СПБ,  1911,  Л.,  1925,  и  др.; Драматические соч., т. 1-3, СПБ-Пг., 1908-1923. Лит.: История советского театра. Л., 1933; К р ы ж  и  ц-к  и  и  Г., Режиссерские портреты, М.-Л., 1928. Т. р.