ДЮМЕНИЛЬ
										ДЮМЕНИЛЬ (Dumesnil)  (наст.  имя  ифам.-  Мари  Франсуаз  Ma  рша  н; Marchand) (2.I.1713- 20.11.1802)- французская актриса. После выступлений в т-рах Страсбурга и Компьена  в  1737  дебютировала  в  парижском  т-ре "Комеди Франсез" (роль Клитемнестры - "Ифи-гения  в  Авлиде"  Расина)  и через 2 месяца была принята в сосъетеры. Большим успехом пользовалась  в ролях, требующих изображения пылких страстей: Гофолия (о. п. Расина), Туллия ("Катилина" Кре-бийона).  Была  первой исполнительницей гл. женских  ролей  в  большинстве  трагедий  Вольтера: Меропы и Семирамиды (в о. п.; 1743, 1748), Клитемнестры ("Орест",  1750) и др. Одна из крупнейших представительниц просветительского классицизма, Д. с огромной силой воплощала  тему  борьбы  с  произволом  и  тиранией. Вольтер говорил, что "столь  высоко  патетическое  исполнение  мы  видим впервые". В сценах, где можно было дать волю  чувству  (напр.,  в  сцене обвинений Клеопатры - "Родогюна" П. Корнеля), жесты Д., ее голос, взгляд потрясали высоким трагизмом.  Современники  отмечали,  что  Д.  нарушила утвердившуюся традицию, следуя к-рой актрисы в ролях королев должны были двигаться торжественно, размеренно, она дерзнула показать, что в моменты больших  страданий  или  высоких  страстей  отпадают  все  аристократич. условности, нарушаются правила придворного этикета. Д. выделяла в  своих ролях места, производившие сильное впечатление на зрителей,  волновавшие их, и произносила скороговоркой несущественный с ее точки  зрения  текст роли. Критик А. В. Арно писал, что у Д. "интуиции больше, чем выучки", и противопоставлял ее неровную подчас  игру,  основанную  на  вдохновении, рассудочному сценич. иск-ву классицизма, наиболее яркой  выразительницей к-рого была соперница Д.- Клерон. Деятельность Д. сыграла большую роль в подготовке просветительской реформы франц. т-ра; Д. первая среди  актрис этого  времени  ответила  на  призыв  Вольтера  -  расширить  масштабы трагедийных образов и усилить экспрессивность игры. Кроме ролей  королев и "трагических матерей", Д. с успехом играла в "высокой комедии",  напр. гл. роль в комедии "Гувернантка" Нивеля де  ла  Шоссе,  роль  Вандерк  в "Женатом философе" Седена. Дарование Д.  высоко  ценили  Д.  Гаррик,  Ж. Новер. Оставила сцену в 1776. Под именем Д. изданы мемуары, написанные в действительности Кост д'Арноба (Coste d'Arnobat). Соч.: Memoires de m-elle Dumesnil en reponse aux memoires d'Hippplite Clairon, P., An VII... и 1823. Лит.: De Manne E. D., Galerie historique des comediens francais de la troupe de Voltaire, Lyon, 1877, с. 61-77: Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son  theatre. P., 1900, с. 55-77, 189-201; Lancaster H.С.,The French  tragedy  in  the time of Louis XV and  Voltaire.  1715-1774,  Baltimore,  1950;  Memoires d'Hyppolite Clairon... An VII de la Republique, P., [1798 ], с. 84-92; A r n a u l t A., Les souvenirs  et  les  regrets  du  vieil  amateur dramatique, P., 1829, с.  57-68;  Memoires  de  Fleu-ry  de  la  Comedie Francaise, P., [1835],  c.  85-87;  С  т  о  p  o-ж  е  н  к  о  Н.  И., Артистки-соперницы, "Артист",  М.,  1892,  "ј22;Мокульский  С.,  История западноевропейского театра; т. 2, M,-Л., 1939. Л. Мое.