ДЮЛЛЕН
										ДЮЛЛЕН  (Dullin),  Шарль  (12.III.1885-12.XII.  1949)  -  французский режиссер,  актер  и  педагог.  Работал  в  Лионе  приказчиком,  клерком. Увлекшись т-ром, начал брать уроки у частных педагогов, затем поступил в лионскую консерваторию. С 1905 работал в  небольших  окраинных  т-рах  и кафе Парижа ("Проворный кролик", т-р в Бельвиле, Народный дом в  Берни). В сезоне 1907-08 Д. играл в т-ре "Одеон" у  А.  Антуана,  в  1909-12  (с небольшими перерывами)- в "Т-ре дез Ар" Ж. Руше; пост. здесь свой первый спектакль - "Мария Магдалина" Хеббеля (1912). В  1913-19  работал  у  Ж. Копо в т-ре "Вье коломбье". В этом т-ре он сыграл одну из  своих  лучших ролейГарпагона,  а  также  роль  Смердякова  ("Братья  Карамазовы"  по Достоевскому). В 1919-21 участвовал в спектаклях реж. Ф. Жемье, Г.  Бати и др. в т-рах- Комедии, Елисейских полей, "Т-ре дез Ар", в Зимнем цирке. В 1921 Д. создал свою труппу, в 1922 приобрел т-р на пл. Даркур,  назвал его "Ателье". Работал здесь до 1940, пост. св. 70  спектаклей,  исполнил более  30  ролей.  В  репертуаре  т-ра  "Ателье"  были  пьесы  Мольера, Кальдерона, Пиранделло, Аристофана, Бена Джонсона,  Шекспира,  Бальзака, Салакру, Ж. Ромена, М. Ашара, Р. Фердинанда и др. В 1936 Д. вместе с  Г. Бати, Л.  Жуве  и  Ж.  Копо  руководил  т-ром  "Комеди  Франсез";  пост. "Женитьбу Фигаро". В 1940, передав т-р "Ателье" А. Барсаку, Д. перешел в "Т-р де Пари", затем в "Т-р Сары Бернар", где работал до 1947. В 1947-49 гастролировал по Франции.  В  1949  в  "Т-ре  Селестинцев"  в  Лионе  Д. осуществил свою последнюю пост.  -  "Мачеха"  Бальзака,  сыграв  в  этом спектакле роль генерала де Граншан" В своих лучших актерских  работах  - Смердяков" Гарпагон; Меркаде ("Делец" Бальзака), Вольпоне  (о.  п.  Бена Джонсона)  Д.  сочетал  сдержанность  со  страстным  порывом,  лиризм  с лукавством, добродушие с величием. В своих пост. Д.  стремился  добиться простоты, ясности, свободы актера на сцене. Среди  учеников  Д.-  Ж.  Л. Барро, Ж. Вилар, М. Марсо, Ж. Маре, М. Жамуа и др. Творческий  метод  Д. близок системе Станиславского. Д. - автор книги "Воспоминания и  заметки актерам (сб. статей, Париж, 1946). С о"ч. в рус. пер.- Воспоминания  и  заметки  актера,  М.,  1958;  Le maitre du theatre, c'est l'auteur, "Paris-theatre"" 1956, ј 104. Лит.:8 a r m e n t J., Charles Dullin,  2  ed.,P.,[1950].Я.  Б.  ДЮМА (Dumas; Дюма отец), Александр (24. VII.  1802,  Виллер-Котре,  -5.  XII. 1870, Пюи) - французский романист и драматург. Историч. драма Д.-"Генрих III и его двор", пост. в 1829  в  т-ре  "Комеди  Франсез",  была  первым сценич. выступлением молодой романтич. школы, возглавляемой В.  Гюго.  В историю  франц.  т-ра  Д.  вошел  как  автор  пьес,   отразивших про-грессивно-романтич. настроения периода революц. подъема 30-х  гг.  В его лучших драмах -  "Антони"  (1831,  т-р  "Порт-Сен-Мартен"),  "Ричард Дарлингтон" (1831, там же), "Кин, или  Беспутство  и  гений"  (1836  т-р "Варьете") -  звучит  антифеод,  и  анти-бурж.  протест,  выведен  образ романтич. бунтаря, протестующего против ханжеской  морали,  продажности, несправедливости.  Нарастание  классовой  борьбы  между  буржуазией  и пролетариатом усиливает охранительные черты мировоззрения Д.  Его  драмы "Нельская башня" (1832, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Катерина Говард" (1834, там же), "Калигула" (1837, "Комеди Франсез")  и  др.  лишены  бунтарских мотивов  и  критич.  пафоса;  внимание  автора  сосредоточивается  на авантюрной  интриге,  ме-лодраматич.  эффектах.  В  40-х  гг.  Д.  пишет историч. романы "Три мушкетера"" "Граф Монте-Кристо", "Королева  Марго"" к-рые вскоре инсценируются Д. и ставятся  на  сцене  организованного  им "Историч.  т-ра"  (1847).  Жизнерадостность,  яркая  эмоциональность, красочные детали, характеризующие эпоху, выведенную  в  пьесе,  занимат. сюжет создали произведениям  Д.  большую  популярность  (в  т.  ч.  и  в России).  В  канун  революции  1848  и  после  нее  Д.  переходит  на антире-волюц. и антидемократич. позиции (роман и  инсценировка  "Шевалье де Мезон Руж", драмы "Катилина", 1848, "Граф Герман", 1849, и др.). Соч.: Theatre complet, v. 1-15, P.,  1863-1874;  Mes  memoires,  Ser. 1-10, P., 1868-69. Лит.: Р а г i g о t H." Le theatre d'Alexandre Dumas, P.. 1898; L e с о m t e L.-H., Histoire des theatres de  Paris.  Le  Theatre-Historique. 1847-1891, P., 1906; Lucas-Du b-reton J." La vie d'Alexandre Dumas-pere, 16 ed.. P., 1928; С 1 о и а г d H., Alexandre Dumas, P., 1955; Maurois  A.,  Les  trois Dumas, P., 1957; История французской литерату-' ры, т. 2. M.,  1956.  E. Ф.