АМПЛУА
										АМПЛУА  (франц.  emploi  -  применение,  роль)  -  род  ролей, соответствующий сценическим данным актера. В драм. театре путь развития А.-от типизированных персонажей  (масок, аллегорий, символов) к индивидуализированным образам- находится в тесной взаимосвязи с состоянием драматургии и  актерского  иск-ва.  Зачатки  А. имелись в античном т-ре  (трагич.  и  комич.  актеры,  деление  ролей  - протагонист, девте-рагонист,  тритагонист;  типизированные  персонажи  - маски в мимах и в древнеримских  ателланах),в  ср.-век.  театре  (комич. персонажи дурака, беса, отчасти аллего-рич. фигуры Зависти, Разума и  т. д.). Итал. комедия делъ арте, специализировавшая актеров  на  исполнении ролей одного постоянного сценич. типа (Панталоне, Смеральдина, Арлекин и др.),  способствовала  дальнейшему  формированию  А.  Устойчивые  А., определявшиеся четкой градацией образов, обществ, положением  персонажа, создал франц. классицистический театр 17 в.: короли, тираны,  любовники, наперсники и пр. Вариации этих А. вошли в европ. театр 18 в. В России А. были введены по образцу французских Указом ("Статом") от 1766 (составлен директором циркулярных  т-ров  и  музыки  И.  П.  Елагиным  и  утвержден Екатериной II). До нач. 20 в. в России были распространены следующие А.: мужские - любовник, герой,  комик,  простак,  резонер,  фат;  женские  - комич. старуха, грандам, травести, инженю, героиня, субретка и др. В странах Востока исполнительские традиции, передаваемые из поколения в поколение, породили строго стабилизировавшуюся систему А. В  китайском традиционном театре сложилось 5 осн. групп А. (шэн, дань, цзин, или  хуа лянь  цзы,  чоу,  мо),  каждая  из  к-рых  дробилась  на  несколько разновидностей. К концу 17 в. в япон. т-ре Кабуки  определилось  8  осн. групп А. (татияку" катакияку,  докэяку,  кояку,  оядзигата,  вакасюгата, ояма, или оннагата, кася). В индийском нар. т-ре  катакали,  где  каждый персонаж  представлял  собой  веками  канонизированный  мифологич.  тип, вырабатывалось ок. 12 видов таких делений. На определенных стадиях развития театр. иск-ва деление  на  А.  имело положит. значение, помогая актеру специализироваться  на  тех  или  иных ролях, совершенствовать исполнительское мастерство.  Располагая  готовым кругом ролей, актер мог  в  любое  время  вступить  в  любую  труппу.  С течением времени система А. стала порождать  исполнительские  стандарты, штампы.  Герои  мн.  произв.  классич.  драматургии  (напр.,  в  пьесах Шекспира) не укладывались в рамки А.  Отдельные  крупные  актеры,  ломая "законы" А., создавали самые различные образы (Д. Гаррик, Э. Терри  -  в Англии, М. Барон - во Франции, К. Зейдельман - в Германии, М. С. Щепкин, А. П. Ленский, М. Г.  Савина,  А.  Е.  Мартынов  -  в  России,  и  др.). Появление произведений реалистич.  драматургии,  утверждение  в  сценич. иск-ве ансамбля нанесли решит, удар системе А. В конце 19 в.  против  А. выступили крупные  деятели  нем.  т-ра  -  Г.  Лаубе,  Э.  Девриент,  Ф. Дингелыптедт, мейнингенцы (см.  Меинингенский  театр)  и  др.  В  России борьбу с А. и порожденными  им  штампами  вел  МХТ  во  главе  с  К.  С. Станиславским и  В.  И.  Немировичем-Данченко.  Следуя  осн.  творческим принципам Художественного т-ра, актеры МХТ (К. С. Станиславский,  И.  М. Москвин,  В.  И.  Качалов  и  мн.  др.)  создали  образцы  искусства перевоплощения. В сов. т-ре, перед к-рым встала задача  всестороннего  и глубокого показа нового человека  социалистич.  общества,  А.  в  старом смысле себя изживает. Появившиеся в 20-х гг. мнимо-новаторские  "теории" замены всех А. одним "взволнованным докладчиком", так же как  и  попытки вульгарно-приспособленчески  "осовременивать"  старые  названия   А. ("социальный герой" и др.), себя не оправдали. Утверждая широкий  творч. диапазон актера, сов. театральное иск-во отказывается от закрепления  за исполнителем  узкого  круга  ролей,  требует  многообразия  актерского творчества,  подлинного  перевоплощения,  создания  различных  сценич. характеров. Тех же принципов  придерживаются  многие  передовые  деятели т-ров зарубежных стран. В музыкальном театре А. - род ролей (партий) определенного характера, исполняемых певцом в зависимости  от  его  вокальных  и  сценич.  данных (напр., бас-буфф, героич. тенор, а также травести и т.  п.),  положения, занимаемого певцом в труппе (примадонна, компримарио и т. п.). В  европ. оперном т-ре деление труппы на А. было распространено до 2-й пол. 19  в. Композиторы сочиняли оперы в расчете на  определенные  А.  Постепенно  в связи с индивидуализацией муз.-сценич. образов понятие А. отмирает (хотя и теперь в оперном т-ре существует  деление  по  характеру  голосов).  В совр. театре оперетты А. сохраняется по роду ролей,  исполняемых  певцом (комик-буфф, комик-простак, каскадная певица, и т. п.). Лит.: Станиславский К. С., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1953, с. 444-48; Работа режиссера над советской пьесой. Сб. статей, М.-Л.,  1950, с. 94-98; Гу-р е в и ч Л., История русского  театрального  быта,  т.  1, M.-Л., 1939, с. 177-78; Петров H., Поиски амплуа и  диапазон  советского актера, "Рабочий и театр", Л., 1935, .No 1, с. 8-9; Постановления Первой Всесоюзной конференции актеров 15-20  апр.  1930 г., М., 1930,  с.  37;  Троицкий  3..  Карл  Зейдельман  и  формирование сценического реализма в Германии, М.-Л., 1940; Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А., Амплуа актера, М., 1922; Poupin  A.,  Dictionnaire historique et pittoresque du theatre et des arts,  qui  s'y  rattachent, P., 1885, p. 326-29; D o е r r у П., Das .Rollenfach und seine Bedeutung fur die Entwicklung der Schauspielkunst, в сб.: Der Schauspieler,  hrsg. von Ed. G-eiss-ler, B., 1926, S.  114-24;  D  l  e  b  o  l  d  B.,  Das Rollenfach im deutschen jehen  Theaterbetrieb  des  XVIII  Jahrhunderts, Lpz., 1913; D о е r r у П., Das Rollenfach im  deutschen  Theaterbetrieb des XIX Jahrhunderts, B., 1926; Olagnier  P.,  Le  droit  des  artistes, interpretes et executants. P., 1937. A. Шн.